Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«Русский язык»
Рабочая программа
начальное общее образование
(1-4 классы)
Составитель:
Шичкова Т. А., учитель начальных классов, ВКК
п. Кедровое
2018 г.
Планируемые результаты
освоения обучающимися предмета русский язык образовательной области
«Филология» на уровне начального общего образования
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться
позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам,
стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для
учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения
и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного
уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов,
овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного
языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой,
словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания
курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые
единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных
действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении
изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем
для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться
за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником
алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
– использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи
(имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить
морфологический
разбор
имён
существительных,
имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения,
обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать
орфографических
и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знаккак
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов
и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
1
Изучается во всех разделах курса.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных
и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
слов);
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тематическое планирование
1 класс
Обучение грамоте 115 часов
Тема урока
Добукварный период (25 ч.)
Пропись – первая учебная тетрадь. Усвоение гигиенических
требований при письме.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей
строки
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Прямые, наклонные и вертикальные линии
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Письмо овалов и полуовалов. Усвоение гигиенических требований
при письме.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради
и на пространстве классной доски. Строка и межстрочное
пространство.
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Письмо прямых наклонных линий
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Письмо прямых наклонных с закруглением внизу и вверху
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Письмо линий с закруглением внизу и вверху
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
строчных букв. Строчная письменная буква а.
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква а, А
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква о, О
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Строчная буква и.
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Буквы гласных как показатель
мягкости согласных звуков. Строчная и заглавная буква и, И
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Строчная буква ы
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Строчная буква у. Заглавная буква У
Письмо букв. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Различение звука и буквы: буква как
знак звука. Закрепление изученных букв
Букварный период (70 ч.)
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Строчная буква
н
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Заглавная буква Н. Понимание функции небуквенных графических
средств: пробела между словами.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная и заглавная буквы С, с
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква к
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква К
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква т
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Т
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква л
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Л
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква р
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Р
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква в
Заглавная буква В. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква е
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Е.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква п
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква П
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква м
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
40
41
42
43
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
предложений. Заглавная буква М
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква з
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква З. Различение звонких и глухих.)
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Заглавная буква Б. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их
произношением.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Сточная буква б
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква д
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Д
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква я
Заглавная буква Я. Функция буквы я. Чтение и письмо слов и
предложений, текстов с гласной я. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква г
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Г
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква ч
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Ч.Обозначение гласных после
шипящих (ча, чу )
Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква ш
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Заглавная буква Ш. Обозначение гласных после шипящих (ши)
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква ж. Обозначение гласных после
шипящих (жи)
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
обозначение гласных после шипящих (жи)
58
Буквы гласных как показатель – мягкости согласных звуков.
Функция букв ё. Строчная буква ё
59
Буквы гласных как показатель – мягкости согласных звуков.
Функция букв ё. Заглавная буква Ӗ
60
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква й.
61
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква х
62
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Х
63
Буквы гласных как показатель – мягкости согласных звуков.
Функция букв ю. Строчная буква ю
64
Буквы гласных как показатель – мягкости согласных звуков.
Функция букв ю. Заглавная буква Ю
65
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква ц
66
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Ц
67
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания
текста.
68
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква э
69
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Э
70
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква щ. Обозначение гласных после
шипящих (ща,щу)
71
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Заглавная буква Щ.
72
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Строчная буква ф
73
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Заглавная буква Ф
74
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений. Буквы ь, ъ
75
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Послебукварный период
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
Повторение по теме: «Звуки речи». Различение гласных и
согласных. Усвоение приемов и последовательности правильного
списывания текста.
Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных
звуков. Различение согласных твердых и мягких. Функция букв е, е,
ю, я.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Понимание
функции небуквенных графических средств: пробела между
словами. Оформление предложений в тексте. Знаки препинания в
конце предложения.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка. Раздельное написание слов
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Прописная (заглавная)буква в
начале предложения. Диктант по теме «Оформление предложений
в тексте».
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
Знакомство с правилами правописания и их применение: перенос
слов по слогам без стечения согласных;
Знакомство с правилами правописания и их применение: перенос
слов по слогам без стечения согласных;
Знакомство с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих. Правописание жи-ши.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания
текста
Знакомство с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих. Обозначение гласных после
шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
Знакомство с правилами правописания и их применение:
Правописание чк-чн, щн
Диктант по теме «Правописание ча-ща, чу-щу, чк-чн, щн».
Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных. Знаки препинания в конце предложения.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания
текста. Контрольное списывание по теме «Заглавная буква в
именах собственных».
Диктант по теме «Прописная (заглавная) буква в начале
предложения, в именах собственных».
«Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тематическое планирование
1 класс
Русский язык (40 ч)
Тема урока
Язык и речь, их значение в жизни людей. Осознание ситуации
общения: с какой целью, с кем и где происходит общение
Виды речи: устная и письменная.
Текст.
Предложение.
Диалог. Практическое овладение диалогической формой речи.
Понимание слова как единства звучания и значения. Роль слов
речи.
Представление об однозначных и многозначных словах
Слова, близкие и противоположные по значению. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Развитие речи. Создание собственного текста по рисунку и
опорным словам.
Слово и слог. Деление слов на слоги.
Перенос слов. Правила переноса. Использование небуквенных
графических средств: знак переноса
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии
с
нормами
современного
русского
литерного
языка.
Словообразующая роль ударения.
Различение звуков и букв. Условные звуковые обозначения слов.
Русский алфавит или Азбука. Знание алфавита: правильное
название букв, знание их последовательности. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами
Гласные звуки. Различение гласных и согласных звуков.
Буквы е, ё, ю, я. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова в словах с йотированными гласными
е,е,ю, я
Слова с буквой э.
Ударные и безударные гласные. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков.
Особенности проверяемых и проверочных слов. проверяемые
безударные гласные в корне слова;
Правило обозначения буквой безударного гласного звука в
двухсложных словах.
Формирование орфографической зоркости. Способы выбора
написания букв, обозначающей безударный гласный звук
(изменение формы слова.)
Проверочный диктант по теме «Написания букв, обозначающей
безударный гласный звук».
Согласные звуки. Определение качественной характеристики звука.
Слова с удвоенными согласными.
Буквы Й и И
Различение мягких и твердых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё,
ю, я, ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава
слова в словах с йотированными гласными е,е,ю, я.
1
28
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных звуков.
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком
предложений.
Согласные звонкие и глухие. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости – глухости
согласных звуков.
Правило обозначения буквой парного звука в двусложных словах.
Формирование орфографической зоркости.
Способы проверки написания буквы парного звука (изменение
формы слова.) парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
1
Развитие речи. Работа с текстом. Последовательность предложений
в тексте
Шипящие
согласные
звуки.
Определение
качественной
характеристики звука: согласный, твердый-мягкий, парныйнепарный; звонкий-глухой, парный-непарный.
Применение правил правописания: буквосочетания чк, чн, чт, щн.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением
Проверочный диктант по теме «Обозначения буквой парного звука
и правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных
Развитие речи. Составление ответов на вопросы.
Повторение изученного материала за курс 1 класса.
1
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
Тематическое планирование
Русский язык (136 ч.)
№ урока
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема урока
Наша речь (3 ч)
Виды речи.
Устная и письменная речь. Овладение основными умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Диалог
и монолог. Практическое овладение диалогической
формой речи и устными монологическими высказываниями.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста Смысловое единство предложений в
тексте. Заглавие текста.
Тема и главная мысль текста.
Последовательность частей текста (абзацев). Использование
небуквенных графических средств: абзаца.
Контрольный диктант по теме: «Текст»
Предложение (10 ч)
Различение
предложений
по
цели
высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки
Главные члены предложений. Нахождение главных членов
предложения: подлежащего и сказуемого
Второстепенные члены предложения. Различение главных и
второстепенных членов предложения.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого
Распространённые и нераспространённые предложения.
Кол-во
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Развитие речи. Знакомство с основными видами сочинений:
сочинения-описание. Сочинение по репродукции И. С.
Остроухова «Золотая осень».
Обобщение по теме «Предложение».
Контрольный диктант по темам «Текст. Предложение».
Слова, слова, слова… (16 ч)
Однозначные и многозначные слова. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление о прямом и переносном значении слова.
1
Синонимы.
Антонимы.
Синонимы и антонимы. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов.
Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений:
изложения выборочные. Изложение текста по данным к нему
1
1
1
1
1
1
1
1
1
вопросам.
Родственные слова. Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова».
Корень. Однокоренные слова.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Развитие речи. Создание собственных текстов. Сочинениеповествование. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Слог как минимальная произносительная единица.
Словообразующая функция ударения.
Перенос слов. Правила переноса.
Развитие речи. Знакомство с основными видами сочинений:
сочинение-повествование. Составление рассказа по серии
сюжетных рисунков.
Контрольный диктант по теме «Слова, слова….»
Звуки и буквы (35 ч)
Алфавит. Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности.
Использование
алфавита
при
работе
со
словарями,
справочниками, каталогами
Признаки
гласного
звука.
Определение
качественной
характеристики звука: гласный, ударный - безударный.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков
Проверяемые безударные гласные в корне слова Применение
правил правописания слов с безударным гласным звуком в корне.
Проверяемые безударные гласные в корне слова;
Упражнение в подборе проверочных слов для безударных
гласных в корне.
Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением (на
ограниченном перечне слов). Орфограмма. Использование
орфографического словаря.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Формирование
орфографической зоркости использование разных способов
выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Развитие речи. Создание собственных текстов. Коллективное
составление рассказа по картине.
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные».
Согласные звуки и буквы. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова.
Согласный звук (Й) буква й.
1
54-55
Слова с удвоенными согласными.
2
56-57
Различение мягких и твердых согласных звуков. Определение
парных и непарных по твердости-мягкости. Фонетический разбор
слова.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
Использование на письме ь
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
2
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38-40
41-43
44-46
47-49
50
51
52
53
58
59
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
1
1
1
1
1
1
60
61-63
64-66
67
Письмо Деду Морозу.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. сочетания
жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;сочетания
чк – чн, чт, щн;
Применение правил правописания: буквосочетания чк, чн, чт, щн,
нч.
Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща,
чу- щу.
Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные».
1
3
3
1
Различение звонких и глухих согласных звуков. Определение
1
парных - непарных по звонкости-глухости.
Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласным на конце слова и
перед согласными (12 ч)
69-70
Формирование орфографической зоркости. Применение правил
2
правописания слов с парными по глухости и звонкости
согласными на конце и в середине слова.
71
Использование разных способов выбора написания в зависимости
1
от места орфограммы в слове. Правило проверки парного по
глухости и звонкости.
72
Использование разных способов выбора написания в зависимости
1
от места орфограммы в слове. Парный по глухости и звонкости на
конце или перед другим согласным.
73-76
Применение правил правописания слов с парными по глухости и
4
звонкости согласными, применение правила проверки.
77
Развитие речи. Знакомство с основными видами изложений:
1
изложение по вопросам.
78
Закрепление по теме «Парные по глухости и звонкости
1
согласные».
79
Проверка знаний по теме «Применение правил правописания слов
1
с парными по глухости и звонкости согласных».
80
Контрольный диктант по теме «Применение правил правописания
1
слов с парными по глухости и звонкости согласных»
Разделительный мягкий знак (3 ч)
81-83
Использование на письме разделительного ь. Применение правил
3
правописания «Разделительный ь».
Части речи (41ч)
Имя существительное (16 ч)
84-87
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
4
68
88-89
90-92
93
94
95
96
97-98
Собственные и нарицательные имена существительные. Умение
опознавать имена собственные. Правописание собственных имён
существительных.
Правописание собственных имён существительных. Прописная
буква в именах собственных
Единственное и множественное число имён существительных.
Изменение существительных по числам.
Употребление имён существительных только в одном числе.
Изменение существительных по числам.
Развитие речи. Изложение по вопросам.
Обобщение знаний по теме «Имя существительное».
2
3
1
1
1
1
2
99
100
101
102-103
104
105
106
107
108
109
110-112
113
114
115
116
117
118-120
121-122
123
124
125-126
127
128
129
130-132
133
134-136
Проверка знаний по теме «Имя существительное».
Глагол (8 ч)
Глагол. Значение и употребление в речи.
Глаголы изменяются по числам.
1
Применение правил правописания: не с глаголами
Развитие речи. Сочинение-описание по картине Васнецова «Три
богатыря».
Типы текстов: повествование. Понятие о тексте – повествовании.
Значение и употребление в речи. Роль глаголов в тексте.
Проверочная работа по теме «Глагол».
Имя прилагательное (9 ч)
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам
Связь имен прилагательных с существительным.
Типы текстов: описание. Текст –описание по картине.
2
1
Роль имён прилагательных в речи. Обобщение.
Развитие речи. Составление текста. Сочинение- описания
натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет
цветов, бабочка и птичка».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Местоимение (4 ч)
Местоимение. Общее представление о местоимении. Роль
местоимений в речи.
Упражнение в
распознавании местоимений и их правильном
употреблении в речи.
Предлог (4 ч)
Предлог.
Применение правил правописания: раздельное
написание предлогов с другими словами.
Упражнение в распознавании и правильном употреблении
предлогов с именами существительными. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Контрольный диктант по теме «Части речи».
Повторение (12 ч)
Текст. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Предложение.
Контрольный диктант по итогам 2 класса.
Слово.
Части речи.
Звуки и буквы.
Правила правописания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
2
1
1
2
1
1
1
3
1
3
3класс (136 ч)
Тематическое планирование
Русский язык
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык. Осознание ситуации общения: с какой
целью, с кем и где происходит общение.
Наша речь и наш язык..Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в
том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст. План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их
особенности.
Предложение. Различение предложения и слова (осознание
сходства и различия).Развитие речи. Составление рассказа по
репродукции картины.
Различение
предложений
по
цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения. Применение правил правописания: знаки
препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Различение предложений по эмоциональной окраске
(интонации)
восклицательные
и
невосклицательные
предложения. Применение правил правописания: знаки
препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Словарный диктант
Предложение с обращением. Развитие речи. Составление
рассказа по рисунку. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Состав предложения.
Различение главных и второстепенных членов предложений
Контрольный диктант по теме «Повторение».
Различение простых и сложных предложений. Знаки
препинания в сложном предложении. Союзы и, а, но, их роль в
речи.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий)
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины
В.Д. Поленова «Золотая осень».
Проверочная работа по теме «Текст. Предложение.
Словосочетание».
Слово в языке и речи (16 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
36-37
38-39
40-41
42
43
44-47
48-51
которых требует уточнения. Однозначные и многозначные
слова.
Синонимы и антонимы. Наблюдение за использованием в речи
антонимов и синонимов. Использование в тексте синонимов и
антонимов
Омонимы. Различение однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Слово и словосочетание. Различение, словосочетания, слова
(осознание их сходства и различий)
Фразеологизмы.
Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и
служебные
Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён
прилагательных.
Имя числительное.
Однокоренные слова. Различение однокоренных слови
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями.
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и
безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы.
Применение правил правописания: разделительный мягкий
знак.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи».
Состав слова (33 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных
слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в
словах корня.
Различение однокоренных слов и различных форм одного и
того же слова. Формы слова. Окончание. Выделение
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Приставка. Представление о значении приставок. Выделение в
словах приставок. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов.
Суффикс. Представление о значении суффиксов. Выделение в
словах суффикса. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов.
Основа слова. Разбор слова по составу
Развитие речи. Редактирование предложений и изложение
повествовательного текста.
Проверочная работа по теме
«Состав слова».
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Непроверяемые гласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов)
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Непроверяемые согласные в корне слова ( на ограниченном
перечне слов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
4
4
52-55
56
57
58
59
60
62.
61-62
63-64
65
67
68
69
70
71
72
73
74
75-76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины
В.М. Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов -ек-, -ик-; -ок-.
Применение правил правописания: гласные и согласные в
неизменяемых на письме приставках
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. Применение правил
правописания: раздельное написание предлогов с другими
словами.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Контрольный диктант «Правописание значимых частей слова»
Части речи (63 ч)
Части речи.
Имя существительное как часть речи.
Начальная форма имени существительного. Значение и
употребление в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Различение имен существительных отвечающих на вопросы
"кто?" и "что?".
Устаревшие слова.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Умение опознавать имена собственные.
Правописание имён собственных. Контрольное списывание
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Различение имен существительных мужского, женского и
среднего рода.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Составление рассказа по серии картин.
Проверочный диктант по теме «Род и число имён
существительных».
Именительный падеж. Изменение существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Родительный падеж. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное.
Дательный падеж. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное.
Винительный падеж. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное.
Творительный падеж. Изменение существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Предложный падеж. Изменение существительных по падежам.
4
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
86
87
88
89
90
91
92
93-95
96
97
99-100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117-119
120
121
122
123
124-125
126
Определение падежа,
в
котором
употреблено
имя
существительное.
Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа.
Обобщение
знаний
об
имени
существительном.
Морфологический разбор имени существительного.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона.
«Конец зимы. Полдень».
Проверочный диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Связь
имени прилагательного с именем существительным.
Сложные имена прилагательные.
Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле.
Изменение имён прилагательных по родам.
Изменение имён прилагательных по числам.
Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи.
Составление текста-описания о животном.
Изменение имён прилагательных по падежам, кроме
прилагательных на ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.
Серова «Девочка с персиками».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Местоимение. Общее представление о
местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в
речи.
Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Применение правил
правописания: раздельное написание предлогов с личными
местоимениями.
Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Знакомство с
жанрами письма и поздравления. Составление письма.
Морфологический разбор местоимения.
Проверочная работа по теме «Местоимение».
Глагол. Значение и употребление в речи глаголов.
Глагол. Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что
сделать?", и "что делать?"
Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам.
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по числам.
Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с
нарушенным порядком слов.
Изменение глаголов по временам.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Применение правил правописания частицы НЕ с глаголами.
Частица не и ее значение.
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор
глагола.
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
127
128
129
130
131-132
133
134
135
136
Проверочная работа по теме «Глагол».
Контрольный диктант по теме «Части речи».
Повторение (8 ч)
Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Части речи».
Орфограммы в значимых частях слова. Использование разных
способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове.
Формирование орфографической зоркости. «Орфограммы в
значимых частях слова» Контрольное списывание
Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский
язык».
Орфограммы в значимых частях слова. Использование разных
способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове.
«Мои достижения. Итоговая комплексная работа»
1
1
1
1
2
1
1
1
1
4 класс (136ч)
Тематическое планирование
Русский язык
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Повторение (10 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Осознание ситуации
общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Язык и речь. Особенности речевого этикета в условиях общения
с людьми, плохо владеющих русским языком.
Текст и его признаки. Тема, главная мысль, заголовок. План
текста. Составление планов к данным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным планам.
Текст. Типы текстов. Редактирование текста. Комплексная
работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
Предложение как единица речи. Различение предложения,
словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Различение предложений по цели высказывания, по
эмоциональной окраске (интонации). Применение правил
правописания: знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки.
Диалог. Обращение.
Выборочное изложение текста по рассказу И.С. Тургенева
«Воробей»
Контрольный диктант по теме «Повторение».
Словосочетание.
Предложение (8 ч)
Однородные
члены
предложения.
Нахождение
и
самостоятельное составление предложений с однородными
членами без союзов и с союзами и, а, но.
Связь однородных членов предложения с помощью интонации
перечисления и союзов. Нахождение и самостоятельное
составление предложений с однородными членами без союзов и
с союзами и, а, но.
Применение правил правописания: знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными членами
Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»
Сложные и простые предложения. Различение простых и
сложных предложений.
Сложные и простые предложения. Связь между частями
сложного предложения.
Сложные предложения и предложения с однородными членами.
Обучающее изложение.
Слово в языке и в речи (16 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или с помощью толкового словаря.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение.
Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Использование в текстах
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42-43
44
45
46
47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
синонимов и антонимов.
Синонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических
группах.
Значимые части слова.
Распознавание значимых частей слова.
Правописание гласных и согласных в корне.
Упражнение в написании приставок и суффиксов.
Разделительный ъ и ь.
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван – царевич на
Сером Волке»
Упражнение в написании гласных и согласных в корне,
приставке, суффиксе
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и
служебные Морфологические признаки частей речи.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Правописание наиболее употребляемых наречий с суффиксами о, -а
Имя существительное ( 34 ч)
Изменение по падежам. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов.
Имя существительное. Как определить падеж.
Упражнение в распознавании именительного, винительного и
родительного падежа имён существительных.
Упражнение в различении имён существительных в
творительном и предложном падеже.
Три склонения имён существительных Общее понятие. Первое
склонение.
Распознавание имён существительных первого склонения.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3му склонению.
Сочинение по репродукции картин А. А. Пластова «Первый
снег»
Второе склонение имён существительных. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Третье склонение имён существительных. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Подробное изложение повествовательного текста.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён
существительных.
Именительный и винительный падежи.
Правописание окончаний имён существительных в родительном
падеже.
Правописание
окончаний
имён
существительных
в
именительном,
родительном
и
винительном
падежах
одушевлённых имён существительных.
Дательный падеж.
Правописание имён существительных в творительном падеже,
оканчивающихся на шипящий и ц.
Предложный падеж.
Применение правил правописания: безударные падежные
окончания имен существительных (кроме на -мя, -ий, -ья, -ия, -
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
60
61
62
63
64-65
66
67-68
69
70
71
72
73
74
75
76
77-78
79-80
81-82
83
84
85-86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
ов, -ин)
Сочинение
по
репродукции
картины
В.А.Тропинина
«Кружевница»
Обобщение и проверка знаний по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имён существительных в
единственном числе».
Общее представление о склонении имён существительных во
множественном числе.
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Винительный падеж одушевлённых имён существительных.
Дательный, творительный, предложный падежи.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (25 ч)
Значение и употребление в речи. Словообразование имён
прилагательных.
Род и число имён прилагательных. Изменение имён
прилагательных по числам, по родам (в единственном числе)
Начальная форма имён прилагательных.
Сочинение – описание по личным наблюдениям на тему «Моя
любимая игрушка».
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Именительный, родительный, винительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в
каждом из падежей. Применение правил правописания:
безударные окончания имен прилагательных.
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами
описания.
Именительный и винительный падежи.
Родительный, дательный, творительный падежи.
Предложный падеж.
Окончания имён прилагательных множественного числа в
каждом из падежей. Именительный и винительный падежи
Подробное изложение повествовательного текста.
Родительный предложный падежи.
Дательный и творительный падежи.
Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха
"Заморские гости"
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное".
Личные местоимения (5 ч)
Личные местоимения 1-го. 2-го. 3-го лица единственного и
множественного числа.
Склонение личных местоимений 1-го, 2-го лица единственного и
множественного числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа.
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
98
99
100
101
102-103
104
105
106
107-108
109
110
111
112
113-114
115-118
119
120
121
122
123
124
125-126
127
128
129-131
132
133
134
135
136
Окончания личных местоимений в косвенной форме.
Правописание косвенных личных местоимений, раздельное
написание местоимений с предлогами. Морфологический разбор
личных местоимений.
Глагол (29 ч)
Глагол. Значение и употребление в речи.
Время глаголов. Изменение глаголов по временам.
Неопределенная форма глагола.
Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.
Лицо и число глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение).
Глаголы, которые не употребляются в форме 1 -го лица
настоящего и будущего времени (победить, пылесосить)
2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 -ом
лице настоящего и будущего времени в единственном числе.
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го
лица единственного числа.
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана "Весна.
Большая вода".
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение).
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение).
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение) с безударными личными окончаниями.
Правила правописания: безударные личные окончания глаголов;
Подробное изложение деформированного повествовательного
текста.
Возвратные глаголы. Общее представление.
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени.
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го
лица единственного числа (пишешь, учишь);
Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться. Правописание -тся , ться в возвратных глаголах.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени и суффиксов глаголов.
Обобщение по теме "Глагол". Морфологический разбор глаголов
Контрольный диктант по теме "Глагол"
Повторение (9 ч)
Простое предложение с однородными членами и сложное
предложение.
Состав слова. Орфограммы в разных частях слова.
Годовой контрольный диктант
Наречие.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
4
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)