Рабочая программа по предмету Технология 10-11 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рабочая программа
«Технология»

(среднее общее образование)

Составитель: Губонина Е. Н., учитель технологии

п. Кедровое
2019 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена для учащихся 10 – 11
классов на основе следующих документов:
 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004
года приказ № 1089;
 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
общеобразовательные программы;
 Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
Российской Федерации от 09.03.2004 г. , №1312 и изменений федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденного приказами Министерство образования Российской
Федерации от 09.03.2004 г. , №131 от 20. 08. 2008 г.; от 30. 06. 2011 г. № 1994;
 Примерная программа среднего (полного) образования по технологии (базовый
уровень);
 Программы для среднего (полного) общего образования по «Технологии»
(Базовый уровень) Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
 освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в
общественном развитии; научной организации производства и труда; методах
творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных
последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье
человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
 овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности,
проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов
труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление
профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным
потенциалом, личностными особенностями;
 развитие
технического мышления, пространственного воображения,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для
решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу
трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг;
навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
 воспитание
уважительного
отношения
к
технологии
как
части
общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам
труда;
 формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на
рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного
профессионального образования.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей
школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда
школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание
трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение
профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
В программе отражены тенденции времени: освящаются вопросы рыночной
экономики, пропагандируются социально-значимые качества личности. Обучение

направлено на формирования умения самостоятельно действовать и принимать
решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы,
находить нужную информацию, осмысливать полученные сведения и использовать их
на практике.
Метод творческого проекта предусматривает получение важнейшего результата
учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного труда – изделия или
услуги.
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и
технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов»,
«Профессиональное самоопределение и карьера».
Основными результатами освоения учащимися образовательной области
«Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о
—
составляющих современного производства товаров и услуг, структуре
организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями,
—
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с
их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями
ориентироваться
в
мире
профессий,
оценивать
свои
—
профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам
—
труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному
самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей,
—
необходимых для последующего профессионального образования и трудовой
деятельности.
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 70
часов, из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения
организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в
выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное
самоопределение учащихся.
Производство, труд и технологии
Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на
общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий,
организации производства и характера труда1.
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли,
объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства.
Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и
тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации
специалистов различных профессий. Единый тарифно-квали-фикационный справочник
работ и профессий (ЕТКС).
Выявление способов снижения негативного влияния производства на
окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий;
утилизация отходов; рациональное размещение производства.
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и
технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика
1

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню
подготовки выпускников.

труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня
развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях
созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных
технологий.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ
востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских
качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств
объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.
Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации
проектируемого материального объекта или услуги.
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ.
Применение основных методов творческого решения практических задач для создания
продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с
использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.
Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта
труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных
этапов деятельности.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса
и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и
результатов труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных
объектов и услуг.
Профессиональное самоопределение и карьера
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий,
спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда,
средства получения информации о рынке труда и путях профессионального
образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный
рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск
источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей
получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности
квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и
профессиональная мобильность.
Сопоставление
профессиональных
планов
с
состоянием
здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и
формы самопрезентации для получения профессионального образования или
трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.







Требования к уровню подготовки выпускников
(базовый уровень)
В результате изучения технологии на базовом уровне выпускник должен
Знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального
образования и трудоустройства.
















Уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать в технологической деятельности методы решения творческих
задач; проектировать материальный объект или услугу;
оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции; планировать возможное
продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области
деятельности для:
проектирования материальных объектов или услуг;
повышения эффективности своей практической деятельности;
организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической
подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной
деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации.

Обоснование изменений в содержании программы.
Согласно учебному графику и учебному плану образовательного учреждения
рабочая программа в 10 - 11 классах рассчитана на 35 и 34 учебных недели,
соответственно: (1 час в неделю). В связи с тем, что в школа имеет учебно-опытный
участок, в программу включён раздел «сельскохозяйственный труд», где изучаются
технологии сельскохозяйственного производства, часы перераспределены и сокращены
на 8 часов (4 часа на осенние сезонные работы и 4 часа на весенние сезонные работы).
10 класс
Сельскохозяйственные работы
Выращивание плодовых и ягодных культур
Осенние работы.
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона,
районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Правила сбора и
требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила безопасного труда при
закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых
и ягодных культур.
Практические работы
Чтение почвенных карт. Выбор участка под закладку плодового сада, его
разметка, подготовка и заправка ям, посадка саженцев плодовых деревьев. Сбор и
закладка на хранение урожая плодов и ягод. Первичная переработка плодово-ягодной
продукции.
Варианты объектов труда: яблони, груши, сливы, облепиха, арония.
Весенние работы.
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных
материалов, требования к микроклимату и способы его поддержания. Защита растений
от болезней и вредителей, ее экологический и экономический аспект. Правила

безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с
выращиванием растений в защищенном грунте.
Практическая деятельность.
Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного
подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц,
тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте,
составление почвосмесей, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений,
приготовление растворов, подкормка растений; выбор малотоксичных пестицидов для
защиты растений от болезней и вредителей, выполнение необходимых расчетов и
приготовление рабочих растворов заданной концентрации, обработка растений, расчет
себестоимости агропродукции, выращенной в защищенном грунте и планируемого
дохода.
Варианты объектов труда: зеленые культуры, огурцы, томаты, перец, лук.
11 класс
Сельскохозяйственные работы
Выращивание плодовых и ягодных культур
Осенние работы.
Основные теоретические сведения.
Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их
классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового
дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии,
связанные с выращиванием плодовых растений.
Практические работы.
Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за
плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных
кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив, выбор способа защиты штамбов
от повреждений грызунами.
Варианты объектов труда: малина, смородина, крыжовник, яблоня, груша,
слива.
Весенние работы.
Основные теоретические сведения.
Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками.
Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных
удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями
и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий
применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с
выращиванием растений и их защитой.
Практические работы.
Подвязка и укорачивание стеблей малины, удобрение и обработка почвы вокруг
кустарников, пригибание и прикапывание стеблей кустарников для получения отводков,
визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в проведении
мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор способов защиты растений,
сбор
дикорастущих
растений,
обладающих
инсектицидными
свойствами,
приготовление растворов малотоксичных пестицидов, обработка ими кустарников.
Варианты объектов труда: земляника, малина, смородина, крыжовник.

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Разделы, темы

Кол-во
часов

Сельскохозяйственные работы (4 ч.)
Работа на пришкольном участке. Т.Б. на пришкольном участке.
1
Закладка компостных гряд.
2
Работа на пришкольном участке. Подготовка посадочных ям
1
для плодовых деревьев.
3
Работа на пришкольном участке. Осенняя прикопка плодовых
1
деревьев и кустарников.
4
Работа на пришкольном участке. Деление и пересадка
1
многолетников.
«Производство, труд и технологии» (11 ч.)
5-6
Технология как часть общечеловеческой культуры.
2
7
Влияние технологий на общественное развитие.
1
8-9
Представление об организации производства: сферы
2
производства,
отрасли,
объединения,
комплексы
и
предприятия. Требования к квалификации специалистов
различных профессий
10-11
Выявление способов снижения негативного влияния
2
призводства на окружающую среду: применение экологически
чистых и безотходных технологий.
12-13
Взаимосвязь рынка товаров и услуг, технологии производства,
2
уровня развития науки и техники.
14-15
Введение в производство новых продуктов современных
2
технологий
«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг»
(10 ч.)
16-17
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и
2
анализ
востребованности
обьекта
протенциальными
потребителями на основе потребительских качеств.
18
Планирование проектной деятельности
1
19-20
Выбор путей и способов реализации проектируемого
2
материального обьекта или услуги.
21-22
Поиск источников информации для выполнения проекта.
2
23
Контроль промежуточных этапов деятельности
1
24-25
Учебный проект по технологии проектирования и создания
2
материальных обьектов и услуг.
Профессиональное самоопределение и карьера (6 ч.)
26
Средства получения информации о рынке труда и путях
1
профессионального образования.
27
Характер
профессионального
образования
и
1
профессиональная мобильность.
1

28-29
30-31
32
33
34
35

Сопоставление профессиональных планов с состоянием
здоровья, образовательным потенциалом, личностными
особенностями.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных
намерений.
Сельскохозяйственные работы (4 ч.)
Работа на пришкольном участке. Изготовление питательных
горшков
Работа на пришкольном участке Подготовка парника и
рассадника к посеву.
Работа на пришкольном участке Подготовка парника и
рассадника к посеву.
Работа на пришкольном участке Высадка рассады томатов,
перца, баклажанов.
Итого:
Тематическое планирование
11 класс

№ п/п

Разделы, темы

2
2
1
1
1
1
35

Кол-во
часов

Сельскохозяйственные работы (4 ч.)
1
Работа на пришкольном участке. Т.Б. Посадка ягодных
1
кустарников
2
Работа на пришкольном участке. Уход за плодовыми
1
кустарниками, подготовка их к зиме.
3
Работа на пришкольном участке. Влагозарядный полив.
1
4
Работа на пришкольном участке. Защита штамбов от
1
грызунов.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.
Творческая проектная деятельность. (10 ч.)
5--6
Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.
2
7-9
Документальное представление проектируемого продукта
3
труда
10
Организация рабочих мест и технологического процесса
1
создания продукта труда
11-12
Выполнение операций по созданию продукта труда
2
13
Оценка качества материального объекта или услуги,
1
технологического процесса и результатов проектной
деятельности
14
Оформление и презентация проекта и результатов труда
1
Производство. Труд и технологии 8 ч.
15-16
Разделение и кооперация труда.
2
17-18
Составляющие современного производства
2
19-20
Нормирование труда; нормы производства и
2
тарификация;нормативы, системы и формы оплаты труда
21
Овладение основами культуры труда. Трудовая и
1
технологическая дисциплина, безопасность труда и средства
ее обеспечения
22
Эстетика труда. Этика взаимоотношений в трудовом
1
коллективе. Формы творчества в труде
Профессиональное самоопределение и карьера 8 ч.

23-24
25-26
27
28
29-30
31
32
33
34

Изучение рынка труда и профессий; Спрос и предложение
работодателей на различные виды профессионального труда.
Виды и формы получения профессионального образования;
Региональный рынок образовательных услуг; Поиск
источников информации о рынке образовательных услуг.
Центры профконсультационной помощи
Планирование путей получения образования,
профессионального и служебного роста
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения
профессионального образования или трудоустройства.
Сельскохозяйственные работы (4 ч.)
Работа на пришкольном участке. Обрезка сухих веток ягодных
кустарников
Работа на пришкольном участке. Перекопка приствольных
кругов плодовых деревьев и кустарников.
Работа на пришкольном участке. Обработка и подвязка
малины.
Работа на пришкольном участке. Черенкование ягодных
кустарников.
Итого:

1
2
1
2
2
1
1
1
1
34

Используемый учебник: Очинин О.П., Матяш Н.В., Симоненко В.Д.
Технология.Учебник для учащихся образовательных учреждений 10-11 класс Базовый
уровень Под редакцией В.Д. Симоненко , М.: Издательский центр «Вентана – Граф,
2013.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».