Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«Технология»
Рабочая программа
начальное общее образование
(1-4 классы)
Составитель: Симогук Елена Владимировна,
учитель начальных классов, 1КК
п. Кедровое
2019 г.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального
общего образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде
обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром
природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и
необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных
традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и
других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических
задач
заложит
развитие
основ
творческой
деятельности,
конструкторскотехнологического
мышления,
пространственного
воображения,
эстетических
представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых
творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный
опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных
универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной
деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего
объема
работы,
приобретение
навыков
сотрудничества
и
взаимопомощи,
доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий
– исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции
результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую
печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его
основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с
простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами;
овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с
доступными электронными ресурсами;
получат
первоначальный
опыт
трудового
самовоспитания:
научатся
самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и
обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких
социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,
организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в
предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и
страны, и уважать их;
понимать
особенности проектной деятельности, осуществлять
под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической
информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой
информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами
работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а
также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на
глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически
безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы,
используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
1
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным
и
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тематическое планирование
1 класс
33 часа
Тема урока
Природная мастерская (7 ч.)
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие
предметов рукотворного мира. Называние предметов рукотворного и
природного мира. Удобство, эстетическая выразительность,
прочность; гармония предметов и окружающей среды.
Функциональное назначение транспорта, использование разных
видов транспорта в трёх природных средах – на земле, в воздухе, на
воде.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Сбор
природных материалов, засушивания листьев, составление
несложных композиций (без наклеивания на основу).
Общее понятие о природных материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и
технологических свойств доступных материалов. Сбор семян,
плодов деревьев, кустарников, цветов. Составление композиций.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира. Знакомство с понятием «композиция». Называние и
выполнение основных технологических операций. Выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам. Знакомство с понятием «орнамент»,
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический
и другие орнаменты).
Общее понятие о природных материалах, их происхождении.
Обработка с целью получения деталей, отделка изделия. Сборка
изделия: клеевое соединение. Составление объёмных композиций.
Пластилиновая мастерская (4 ч.)
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Свойства пластилина. Инструменты и приспособления для
обработки материала. Мастера, работающие с пластическими
материалами, профессии. Традиции и творчество мастера в создании
предметной среды.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного
мира. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия. Введение понятия
«технология». Традиции творчество мастера в создании предметной
среды (общее представление)
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов. Изготовление морских обитателей из
пластилина.
Творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложны групповые проекты.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Аквариум. Контроль и корректировка хода работы.
Бумажная мастерская (16 ч.)
Инструменты и приспособления для обработки бумаги (знание
названий используемых инструментов).
Разметка деталей с
помощью линейки. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных
полосок.
Общее представление о технологическом процессе. Анализ
устройства
и
назначения
изделия;
последовательность
технологических операций; подбор материалов и инструментов;
экономная разметка; обработка, сборка, отделка изделия.
Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.
Отбор и анализ информации из учебника и других дидактических
материалов. Знакомство с видами бумаги, исследование свойств
нескольких видов бумаги, их использование.
Исследование элементарных физических, механических и
технологических свойств картона. Знакомство с разновидностями
картона.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона.
Подготовка материалов к работе. Введение понятия «оригами».
Освоение приёмов сгибания и складывания.
Подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка
с целью получения деталей, сборка, отделка изделия. Введение
понятия «аппликация». Закрепление приёмов сгибания и
складывания. Обитатели пруда.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов, разметка деталей по шаблону.
Животные зоопарка.
Анализ изделия, разметка деталей по шаблону, резание ножницами,
сгибание, складывание, клеевое соединение. Контроль и
корректировка хода работы. Наша армия родная.
Инструменты и приспособления для обработки материалов.
Ножницы.
Разновидности
ножниц.
Профессии
мастеров,
использующих ножницы в своей работе. Приём резания ножницами
бумаги.
Приёмы резания бумаги ножницами, вырезания по линиям (прямой,
кривой, ломаной). Вытягивание, накручивание бумажных полос (на
карандаш, с помощью ножниц). Открытка к 8 марта.
Разметка деталей по шаблону. Назначение шаблона. Разнообразие
форм шаблонов. Правила разметки по шаблону. Экономная
разметка.
Выстраивание последовательности практических
действий.
Получение квадратной заготовки из прямоугольного листа.
Складывание бумажной заготовки гармошкой. Соединение деталей с
помощью проволоки. Бабочки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
№
п/п
1
2
3
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России. Орнамент в полосе.
Выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей по шаблону, резание ножницами,
сборка изделия (клеевое соединение), отделка изделия, аппликация.
Образы весны. Изготовление аппликации на тему весны.
Выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей по шаблону, резание ножницами,
сборка изделия (клеевое соединение), отделка изделия, аппликация.
Изготовление рамок для аппликаций.
Выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в зависимости от назначения изделия. Введение понятия
«коллаж». Подбор материалов для коллажа. Изготовление.
Текстильная мастерская (6 ч.)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Знакомство с
отдельными видами ткани, их использованием. Профессии мастеров,
использующих ткани и нитки в своих работах. Основные
технологические этапы изготовления изделий из тканей.
Организация рабочего места.
Инструменты и приспособления для обработки ткани.
Виды игл, их назначение, различия в конструкциях. Виды швейных
приспособлений. Правила хранения игл и булавок, безопасной
работы с иглой. Знакомство со строчкой прямого стежка и приёмом
её выполнения.
Отделка изделия или его деталей вышивкой. Общее представление
об истории вышивок. Разметка линий строчек продёргиванием
ниток. Приём осыпания края ткани.
Анализ задания, организация рабочего места, планирование
трудового процесса. Знакомство с понятием «мережка». Варианты
строчки прямого стежка (перевивы). Прошивание строчки прямого
стежка с вариантами по размеченной мережке.
Тематическое планирование
2 класс
34 часа
Тема урока
Художественная мастерская (10 ч.)
Анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; разметка деталей
по шаблону. Изготовление изделий в технике оригами.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов. Экономное расходование
материалов. Знакомство со средствами художественной
выразительности: тон, форма и размер. Изготовление композиций
из семян растений.
Знакомство со средством художественной выразительности –
цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Разметка деталей по
шаблону. Использование линейки в качестве шаблона.
Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми
1
1
1
1
1
1
1
3
Кол-во
часов
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
сочетаниями материалов.
Знакомство с видами композиций. Центр композиции. Разметка
деталей по шаблону. Составление композиции по образцу,
собственному замыслу. Изготовление композиций разных видов.
Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение
плоских и объёмных геометрических форм. Разметка нескольких
одинаковых деталей по шаблону, сборка придание объёма
деталям.
Введение понятия «симметрия. Разметка симметричных деталей
складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой,
разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно.
Изготовление композиции по образцу, собственному замыслу.
Формообразование деталей: сгибание, складывание. Освоение
биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм.
Выполнение биговки по сгибам деталей. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества. Групповые и индивидуальные
проекты.
Исследование элементарных физических, механических и
технологических свойств картона. Получение объёмных деталей
путём надрезания и последующего складывания части детали.
Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва.
Выполнение основных технологических операций ручной
обработки картона. Криволинейное сгибание картона. Разметка
деталей по половине шаблона. Изготовление изделий с деталями,
имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.
Чертёжная мастерская (7 ч.)
Выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций. Знакомство с технологической картой.
Складывание бумажных полосок пружинкой. Изготовление
изделий с деталями, сложенными пружинкой.
Инструменты и приспособления. Функциональное назначение
линейки,
разновидности
линеек.
Измерение
сторон
многоугольников. Построение прямых линий и отрезков.
Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур.
Использование измерений и построений для решения
практических задач.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий
чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Изготовление изделия по его чертежу.
Предметы быта и декоративно-прикладного искусства разных
народов России (на примере 2-3 народов). Знакомство с народным
промыслом плетения изделий из разных материалов. Плетение из
бумажных полосок. Работа по технологической карте.
Функциональное
назначение
угольника,
разновидности
угольников. Разметка деталей с помощью угольника. Контроль
прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Изготовление
изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника
по их чертежам.
Разметка деталей с помощью циркуля. Функциональное
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности
циркулем. Изготовление изделий с круглыми деталями,
размеченными с помощью циркуля.
Знакомство с чертежом круглой детали. Работа по
технологической карте. Изготовление изделий из кругов,
размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей
прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и
линейки.
Конструкторская мастерская (9ч.)
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и
способы их сборки. Виды и способы соединения деталей изделия:
«подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир»,
«шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение.
Изготовление изделий с шарнирным механизмом.
Общее представление о конструировании как создании
конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных
и пр.). Виды и способы соединения деталей: ниточное,
проволочное, винтовое и другие виды. Расширение знаний о
шарнирном механизме. Изготовление изделий с шарнирным
механизмом по принципу вращения.
Виды и способы соединения деталей. Пробные упражнения по
изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки
(игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных
способов разметки.
Конструирование и моделирование изделий. Использовании
пропеллера в технических устройствах, машинах. Изготовление
изделий по простейшему чертежу, имеющих пропеллер, крылья
(мельница). Проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений.
Введение понятий «модель», «щелевой замок». Основные
конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке.
Сборка деталей модели щелевым замком. Изготовление модели
самолёта.
Общее представление об истории вооружения армией России в
разные времена. Разметка деталей по рисунку. Изготовление
изделия на военную тематику (открытка со вставками). Контроль
и корректировка хода работы.
Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода,
небо). Спецмашины. Назначение машин. Анализ устройства и
назначения изделия. Разметка моделей машин по её готовой
развёртке. Сборка по эскизу и схеме.
Представление о важности общения с родными и близкими, о
проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах
передачи информации, об открытках, истории открытки. Работа по
технологической карте. Изготовление поздравительных открыток
к 8 Марта, с использованием разметки по линейке или угольнику.
Представление о работе архитектора, об архитектуре.
Использование
архитектором
средств
художественной
выразительности.
Проект.
Макет
города.
Культура
межличностных отношений в совместной деятельности.
Рукодельная мастерская (8 ч.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Виды ниток и их использование. Изготовление помпона из пряжи.
Разметка деталей с помощью циркуля. Работа по технологической
карте.
Виды натуральных тканей. Свойства тканей. Лицевая и
изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из
ткани. Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на
картонную основу.
Виды изделий декоративного искусства разных народов,
отражающие природные, географические и социальные условия
конкретного народа. Вышивки разных народов. Строчка косого
стежка и её варианты. Канва – ткань для вышивания крестом.
Изготовление изделий с вышивкой крестом.
Технологические операции изготовления изделий из ткани, их
особенности. Разметки деталей кроя по лекалу, трафарету.
Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными
строчками.
Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс.
Тематическое планирование
3 класс
34 часа
Тема урока
Информационная мастерская (3ч.)
Повторение изученного во 2 классе. Общее представление о
процессе творческой деятельности (замысел образца, подбор
материалов, реализация).
Изготовление изделия из природного материала.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Соблюдение безопасных приемов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях. Простейшие
приемы поиска информации, её отбора, анализа и систематизации:
по ключевым словам, каталогам.
Мастерская скульптора (4 ч).
Архитектура, скульптура разных стран и народов. Образы
скульптуры древности и современных скульптур, сходство и
различия. Изготовление скульптурных изделий из пластичных
материалов.
Знакомство с понятием «статуэтка». Сюжеты статуэток,
назначение, материалы, из которых они изготовлены.
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий
декоративного искусства разных народов.
Общее представление о видах рельефа: контррельеф, барельеф,
горельеф. Украшение зданий рельефами. Приемы получения
1
1
3
2
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
рельефных изображений. Копирование. Пробное упражнение в
освоении данных приемов.
Конструирование и моделирование изделий из фольги по образцу.
Свойства фольги. Формообразование фольги (плетение, сминание,
кручение, выделение деталей, отрывание, обертывание,
продавливание, соединение скручиванием деталей). Изготовление
изделий из фольги с использованием приемов обработки фольги.
Мастерская рукодельницы (10 ч)
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Введение понятия «строчка петельного стежка». Назначение
ручных строчек в изделиях: отделка, соединение деталей.
Порядок изготовления сложного швейного изделия. Изделие с
разметкой деталей кроя по лекалам.
История появления пуговиц. Виды пуговиц (с дырочками, на
ножке). Способы и приемы пришивания пуговиц с дырочками.
Упражнение в пришивании пуговицы с дырочками.
Проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Подарок малышам «Волшебное дерево».
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой
пуговицами.
Представления о назначении швейной машины, о профессии
швеи-мотористки. Представление о бытовых и промышленных
швейных машинах различного назначения.
Эластичные виды тканей. Изготовление изделия из тонкого
трикотажа с использованием способа стяжки деталей.
Представление о разнообразных видах футляров, их назначении,
конструкциях. Подбирать материал в зависимости от назначения
изделия. Изготовление детали кроя по лекалу. Обоснование
выбора ручной строчки для сшивания деталей, пришивания
бусин.
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Проект. Изготовление изделий из пирамид, построенных с
помощью линейки и циркуля.
Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например,
помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов
(12 ч.)
Представление о конструировании. Разнообразие строений.
Строительные материалы прошлого и современности.
Декор сооружений. Обработка гофрокартона. Работа с опорой на
рисунки. Изготовление макетов зданий с элементами декора из
гофрокартона.
Введение понятий «развертка», «рицовка». Знакомство с
профессией
инженера-конструктора.
Последовательность
построения коробки с ее разверткой. Использование ранее
освоенные способов разметки и соединения деталей.
Разнообразие форм объемных упаковок. Построение развертки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
коробки с отдельной крышкой. Элементы графической грамоты.
Чтение чертежей разверток, их сравнение. Подбор материалов и
инструментов для выполнения предложенного изделия.
Изготовление коробок-упаковок призматических форм из картона.
Введение понятия «декор». Оклеивание коробки и ее крышки
тканью. Сборка деталей. Декорирование коробок-упаковок
оклеиванием тканью и другими известными ученикам способами
отделки.
Конструирование и моделирование. Введение понятия «модель».
Основные части грузового автомобиля. Разметка деталей с опорой
на простейший чертеж. Изготовление транспортных средств из
картона и цветной бумаги.
Модели и конструкции. Изготовление подвижных узлов моделей
машин и летательных аппаратов. Сборка сложных узлов из
деталей наборов типа «конструктор». Крепежные детали.
Инструменты – отвертка, гаечный ключ.
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты
из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно
–
художественным). Обсуждение результатов коллективной работы.
Знакомство с родами войск Российской армии, военной техникой.
Разметка с помощью циркуля. Деление круга на пять частей,
изготовление
пятиконечной
звезды.
Изготовление
поздравительной открытки по чертежам. Соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство»,
художественными техниками: филигрань и квиллинг. Знакомство
с профессией художника-декоратора. Приём получения бумажных
деталей, имитирующих филигрань. Изготовление изделий с
использованием художественной техники «квиллинг».
Выбор материалов по их декоративно-художественным свойствам.
Освоение приемов изготовления изделий в художественной
технике «изонить». Изготовление изделий в художественной
технике «изонить»
Художественные техники из креповой бумаги. Проведение
исследования по изучению свойств креповой бумаги.
Изготовление изделий в разных художественных техниках с
использованием креповой бумаги.
Мастерская кукольника (5 ч.)
Знакомство с историей игрушки. Особенности современных
игрушек. Нестандартное использование знакомых бытовых
предметов (прищепки). Изготовление декоративных зажимов на
основе прищепок.
Знакомство с различными видами кукол для кукольных театров.
Конструктивные особенности кукол-марионеток. Обсуждение
конструкций и технологий изготовления кукол. Подбор
материалов и инструментов. Изготовление марионетки из любого
подходящего материала.
Экономное
расходование
материалов.
Знакомство
с
возможностями вторичного использования предметов одежды.
Изготовление куклы из старого носка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Знакомство с конструктивными особенностями неваляшек.
Подбор материалов для изготовления деталей игрушки.
Использование вторсырья. Окрашивание. Бережное отношение к
природе как источнику сырьевых ресурсов. Изготовление
игрушки-неваляшки из любых доступных материалов с
использованием готовых форм.
Что узнали, чему научились.
Проверка знаний и умений за 3 класс.
Тематическое планирование
4 класс
34 часа
Тема урока
Информационный центр (4ч.)
Повторение изученного в 3 классе материала. Основы культуры
труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и ее значение в
жизни человека. Общее представление о требованиях к изделиям
(прочность, удобство, красота)
Введение понятий «информация», «Интернет». Повторение
правил работы на компьютере, названий и назначений частей
компьютера. Знакомство с назначением сканера. Интернет источник информации. Освоение алгоритма поиска информации
технологического и другого учебного содержания в Интернете.
Создание таблиц в программе Word. Использование таблиц для
выполнения учебных заданий.
Введение понятий «презентация», «компьютерная презентация».
3накомство с возможностями программы Power Point. Создание
компьютерных презентаций с использованием рисунков и
шаблонов из ресурса компьютера.
Способы получения, хранения, переработки информации. Работа с
простейшими информационными объектами (текст, таблица,
схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике.
Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point.
Проект «Дружный класс» (3 ч.)
Проектная деятельность. Презентация класса. Изготовление
компьютерной презентации класса на основе рисунков и
шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда.
Проектная деятельность «Эмблема класса». Требования к эмблеме
Работа в группах. Изготовление эмблемы класса с использованием
известных способов и художественных техник. Конструирование
и моделирование на компьютере и интерактивном конструкторе.
Папка «Мои достижения». Папки, упаковки для плоских и
объёмных изделий. Обсуждение способов расчёта размеров папки.
Изготовление папки (упаковки).
Студия «Реклама» (4 ч.)
Знакомство с понятиями «реклама», «маркетолог», «маркетинг»,
«дизайнер». Виды рекламы (звуковая, зри тельная, зрительно-зву-
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
ковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в
рекламной деятельности. Индивидуальная или групповая работа
по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров.
Виды упаковок, назначение упаковок. Требования к упаковкам.
Конструкции
упаковок-коробок.
Выполнение
основных
технологических операций. Сгибание, складывание. Изготовление
упаковок для мелочей из развёрток разных форм.
Конструкции коробок. Разметка деталей с помощью линейки,
угольника. Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Подбор
материалов. Изготовление коробочек для сюрпризов.
Упаковка для сюрприза. Построение развёрток пирамид с
помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й
способ). Способы изменения высоты боковых граней пирамиды.
Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами.
Студия «Декор интерьера» (5 ч.)
Художественная техника «декупаж». Использование разных
материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней
достатка. Приёмы выполнения декупажа. Изготовление изделий.
Различное назначение салфеток. Материалы, из которых можно
изготавливать салфетки. Способы изготовления салфеток.
Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных
инструментов
Повторение свойств креповой бумаги. Технология обработки
креповой бумаги. Изготовление цветов из креповой бумаги.
Соединение деталей на крючках. Свойства тонкой проволоки,
придание спиралевидной и кольцевой формы проволоке путём её
накручивания на стержень. Изготовление сувенирных изделий из
картона с соединением деталей проволочными кольцами и
петлями.
Введение понятия «полимеры». Использование полимеров в
нашей жизни. Свойства поролона, пенопласта, полиэтилена.
Повторение правил безопасной работы канцелярским ножом.
Изготовление изделий из пенопласта.
Новогодняя студия (3 ч.)
История новогодних традиций России и других стран.
Комбинирование бумажных материалов. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой
бумаги с опорой на эскиз.
Игрушки из зубочисток. Использование зубочисток, пробок из
пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве
деталей конструкций.
Игрушки из трубочек для коктейля. Общее понятие о материалах,
их происхождении. Свойства пластиковых трубочек для коктейля.
Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их
нанизывания на нитку или тонкую проволоку.
Студия «Мода» (7 ч.)
Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных
времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды
тканей натурального и искусственного происхождения. Проектное
задание по поиску информации о стране происхождения разных
видов тканей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Мода разных времён. Особенности фасонов одежды разных
времён. Оклеивание картонных деталей тканью. Изготовление
складок из ткани на картонной детали. Проект «Костюм эпохи».
Национальная одежда народов России. Основные составляющие
женского и мужского платья. История женских головных уборов,
их современные фасоны. Изготовление плоскостной картонной
модели народного или исторического костюма народов России
Синтетические ткани, происхождение, свойства. Использование
специфических свойств синтетических тканей для изготовления
специальной защитной одежды. Профессии людей, в которых
используются специальные костюмы. Изготовление вариантов
школьной формы для картонных кукол.
Объёмные рамки. Виды условных графических изображений:
простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контур, линия
надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Расчёт
размеров рамок. Получение объёма складыванием. Проработка
сгибов биговкой.
Аксессуары одежды. Виды аксессуаров одежды. Отделка
аксессуаров вышивкой. Окрашивание. Освоение строчки
крестообразного стежка и его.
Об истории вышивки лентами. Доступные приёмы вышивки
лентами. Выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций. Разметка рисунка для вышивки. Изготовление вышивок тонкими лентами.
Студия «Подарки» (3ч.)
Конструктивная особенность плетёной открытки. Подбор
материалов и инструментов. Изготовление открытки сложной
конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление
и др.). Выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
День защитника Отечества. Царь-пушка, её история. Изготовление
объёмных деталей по чертежам. Изготовление макета Царь-пушки
или объёмного макета другого исторического военного
технического объекта. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества.
Об истории Международного женского дня 8 Марта. Анализ
устройства
и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций. Изготовление цветков сложных конструкций.
Студия «Игрушки» (5 ч.)
Общее представление о происхождении и назначении игрушек.
Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки.
Российские традиционные игрушечные промыслы. Игрушки с
подвижными механизмами. Изготовление игрушек с раздвижным
подвижным механизмом
Сравнение конструктивных особенностей изделий и их
качающихся механизмов. Изготовление игрушек с качающимся
механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого
замка.
Подвижный механизм типа «Щелкунчик». Использование
щелевого замка. Изготовление игрушек с подвижным механизмом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
34
типа «Щелкунчик»
Игрушка с рычажным механизмом. Особенности конструкции и
изготовления. Изготовление игрушек с рычажным механизмом.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Задание на лето.
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)