МунuцuпаIl|эно е aBпlo
((
н
ол4но е
о
yltp еэ,ю d енuе
bLtarl utкола ]|Ь 24>
бъце о бр аз о в апlел
об,
ьн о
е
у
Обсуждено
021
на педагогическом совете
мАоу "сош
ль 24"
Протокол JФ
от З0.08.2021
1
Ns 24"
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
на уровне основного обшего образования
ГО Верхняя Пышма
п. Кедровое
2021 год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Обсуждено
Утверждено
на педагогическом совете
МАОУ «СОШ № 24»,
приказом МАОУ «СОШ № 24»
№ 61 от 30.08.2021
Протокол № 1 от 30.08.2021
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на уровне начального общего образования
ГО Верхняя Пышма
п. Кедровое
2021 год
Содержание
Пояснительная записка
3
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
4
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
5
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
7-15
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
7
3.2. Модуль «Профилактика социально-негативных явлений»
8
3.3. Модуль «Классное руководство»
8
3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование»
10
3.5. Модуль «Школьный музей»
11
3.6. Модуль «Школьный урок»
11
3.7. Модуль «Профориентация»
12
3.8. Модуль «Самоуправление»
13
3.9. Модуль «Детские общественные объединения»
13
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
14
3.11. Модуль «Школьные медиа»
14
3.12. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
15
3.13. Модуль «Работа с родителями»
15
Раздел 4. Основные направления анализа воспитательной работы
Приложение. Календарный план воспитательной работы
2
16
17-25
Пояснительная записка
Программа воспитания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» (далее Программа воспитания) составлена на основе примерной программы воспитания
(разработана в 2019 г. сотрудниками Института стратегии развития образования РАО,
утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию 02.06.2020), а также с учётом требований Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования.
В центре внимания Программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России
и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания школы включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором
излагается специфика деятельности школы в сфере воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе необходимо решить для
достижения поставленной цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором раскрыты пути
достижения поставленной цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких
инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из
поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений
воспитательной работы школы. Инвариантными модулями являются: «Классное
руководство», «Школьный
урок»,
«Курсы
внеурочной
деятельности и дополнительное
образование», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные
модули: «Ключевые общешкольные дела», «Профилактика социально-негативных явлений»,
«Школьный музей», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация
предметно-эстетической среды». «Экскурсии, экспедиции, походы».
Модули в Программе воспитания расположены в соответствии с их значимостью в
системе воспитательной работы школы и отражают реальную значимую деятельность для
обучающихся и педагогов.
Деятельность педагогов школы в рамках комплекса модулей направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы общего
образования.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором
показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней
воспитательной работы. В данном разделе приводится перечень основных направлений
самоанализа.
К Программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы.
Программа воспитания позволяет педагогам максимально скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание школьников.
3
РАЗДЕЛ 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МАОУ «СОШ № 24» (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и
научных центров, музыкальных школ и школ искусств. Данные факторы не могут не вносить
особенности в воспитательный процесс.
Удаленность от города имеет и положительные стороны. Социокультурная среда села
более консервативна и традиционна, чем в городе. Сельская природная среда естественна и
приближена к людям. Сельская школа, является не только образовательным, но и культурным
центром поселка.
Круг общения детей в поселке не столь обширен, как в городе, но само общение
отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно
раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, взаимопомощь.
Многие педагоги школы выросли в нашем поселке, учились в этой школе, теперь
работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга,
отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных
отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе
интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная
возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации
совместного поиска стимулирует активность обучающихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста.
В процессе воспитания сотрудничаем с физкультурно-оздоровительным комплексом
«Кедр», Кедровской сельской библиотекой-клубом, Кедровской поселковой администрацией.
Принимаем участие в городских и муниципальных проектах, конкурсах, мероприятиях ГО
Верхняя Пышма. В школе функционируют библиотека, музей и пришкольный участок.
Обучение ведётся по трем уровням образования: начальное общее образование, основное
общее образование, среднее общее образование.
Процесс воспитания в МАОУ «СОШ № 24» основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
– неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
– ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
– организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
– стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
– в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
– в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
– педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
– ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
4
РАЗДЕЛ 2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения. Знание их
станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими
опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
– проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
5
–
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
6
РАЗДЕЛ 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно готовятся, проводятся и
анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников,
отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
– социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
– проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих.
– участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На школьном уровне:
– общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все
классы школы.
– торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов
в школе и развивающие школьную идентичность детей.
– церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы,
защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
– выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
– участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
– проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
– вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
7
–
–
–
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Профилактика социально-негативных явлений»
Формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни,
представлений о ценности физического, духовного и нравственного здоровья – одно из
приоритетных направлений воспитательной работы школы. Данное направление включает в
себя комплекс мероприятий, обеспечивающих:
– правовое просвещение учащихся;
– развитие навыков безопасного поведения;
– воспитание ответственного отношенияк своему здоровью;
– профилактику вредных привычек, различных форм асоциального поведения,
оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека;
– профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы. Целью
работы данного профилактического органа является оказание своевременной и
квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные
социальные, семейные ситуации.
На решение конфликтных ситуаций и профилактическую
работу среди
несовершеннолетних направлена работа школьной службы примирения (медиации). Целью
деятельности ШСП является распространение среди участников образовательных отношений
цивилизованных форм разрешения споров конфликтов (восстановительная медиация,
переговоры и другие способы) и соответственно оказание помощи в разрешении
конфликтных ситуаций на основе принципов и технологий восстановительной медиации.
3.3. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
– инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
– организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а
с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
– проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
– сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
8
командообразование; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
– выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
– изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
– поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, успеваемость
и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу
для школьника, которую они совместно стараются решить.
– индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных
бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года –
вместе анализируют свои успехи и неудачи.
– коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
– регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями
и учащимися;
– проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
– привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной
от учебной, обстановке;
– привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
– регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
– помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
– организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
– создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
– привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
– организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
В школе функционирует МО классных руководителей. Методическая работа
ориентирована на будущее состояние школы, поэтому ее результаты важны как для
образовательного, так и для воспитательного процессов.
9
Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение
внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно –
методическую и организационную работу классных руководителей.
Основные задачи работы методического объединения классных руководителей:
– повышение уровня профессионализма классного руководителя в сфере его
педагогической компетенции;
– создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства
классного руководителя;
– организация информационно-методической и практической помощи классным
руководителям в воспитательной работе с обучающимися;
– формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для
моделирования системы воспитания в классе;
– оказание помощи классным руководителям в овладении новыми педагогическими
технологиями воспитательного процесса; повышение творческого потенциала
педагогов с учетом их индивидуальных способностей.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
При организации внеурочной деятельности школа использует оптимизационную
модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические
работники, в том числе педагоги дополнительного образования, библиотекарь, руководитель
школьного музея. В каждом классе координирующую роль выполняет классный руководитель.
Внеурочная деятельность школьников реализуется по следующим направлениям
развития личности:
Направления развития
Курс внеурочной
личности
деятельности
Общекультурное
Школа безопасности
Духовно-нравственное
Смысловое чтение
Социальное
Юный журналист
Для реализации модели внеурочной деятельности
педагогами используются
следующие виды внеурочной деятельности:
Художественное творчество. Программы, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки»
- Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая кисточка»
Спортивно-оздоровительная деятельность. Программы, направленные на физическое
развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол»
Воспитание на занятиях кружков, секций и курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
– вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
– формирование в кружках, секциях, студиях и других детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
– создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
– поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
10
–
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
3.5. Модуль «Школьный музей»
В МАОУ «СОШ № 24» функционирует школьный музей.
Программа вариативного модуля «Школьный музей» предполагает создание в школе
системы воспитания, главной ценностью которого является воспитание гармонично развитой,
культурной личности, гражданина и патриота.
Программа модуля реализуется через духовно-нравственное и патриотическое
воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на
возрождение исторической памяти и преемственности.
Цель - вовлечение детей и подростков в общественно полезную деятельность по
изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного
края средствами краеведения и музейного дела.
Задачи:
– Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, родного
края образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности.
– Развивать творческие способности детей, формировать их гражданское сознание и
патриотизм.
– Содействовать воспитанию культуры взаимоотношений школьников с людьми разных
поколений.
Реализация модуля «Школьный музей» возможна на разных уровнях взаимодействия:
внешкольный уровень:
- Проведение мероприятий, посвященных Памятным датам в истории страны.
- Участие в конкурсах различных уровней.
школьный уровень:
- Организация и проведение экскурсий, уроков мужества.
- Организация мероприятий, посвященных Памятным датам в истории школы.
классный уровень:
- Организация и проведение Музейных уроков
- Подготовка и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков.
- Проведение классных часов на базе музея, либо с использование материалов музея.
индивидуальный уровень:
- Проектно - исследовательская деятельность по изучению, охране и популяризации
историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и
музейного дела.
Ведущая роль в реализации данного модуля отводится школьному музею.
3.6. Модуль «Школьный урок»
–
–
–
–
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
11
–
–
–
–
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
– циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку
школьника к осознанному планированию своего профессионального будущего;
– профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий,
о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
– экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
– посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях и вузах;
– совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
– участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;
– индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
– освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
12
дополнительного образования.
3.8. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
– через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
– через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
– через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(старост, дежурных), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
– через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
– через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
– через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
– через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
3.9. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание
в детском общественном объединении осуществляется через:
– утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических
процедур
(выборы
руководящих
органов
объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава
выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
– организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками
пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение
культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
13
–
–
учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и другие;
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих
у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это
может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто
носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
– оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
– размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах и т.п.);
– озеленение пришкольной территории;
– благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;
– событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);
– акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
– разновозрастный редакционный совет школьников и консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
14
–
ученического самоуправления;
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных
сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы.
3.12. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях,
в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности
и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
– пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятие, на
природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников
ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
– литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и
родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения
биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь
исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
– турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей
школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений,
конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства
командных биваков, комбинированную эстафету.
3.13. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
на групповом уровне:
– Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
– общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников.
на индивидуальном уровне:
– работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
– помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
15
–
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
РАЗДЕЛ 4. Основные направления анализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемой воспитательной деятельности в
МАОУ «СОШ № 24» являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (какова динамика
личностного развития детей каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития удалось решить/решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать);
- Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в
определении цели и задач своей воспитательной деятельности; доброжелателен ли стиль их
общения с детьми; складываются ли у них доверительные отношения с разными возрастными
группами детей; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми);
- Управление воспитательной деятельностью (имеют ли педагоги четкое представление о
нормативно-методических документах, регулирующих воспитательную деятельность в школе,
о своих должностных обязанностях, сфере своей ответственности; создаются ли
администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания;
поощряются ли педагоги за хорошую воспитательную работу с детьми);
- Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (материальные ресурсы, кадровые
ресурсы, информационные ресурсы, необходимые для организации воспитательной
деятельности, учет реальных возможностей; какие имеющиеся ресурсы используются
недостаточно; какие нуждаются в обновлении);
- Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых (качество
проводимых общешкольных дел, совместной деятельности классных руководителей и их
классов, организуемой в школе внеурочной деятельности, ученического самоуправления).
Итогом анализа организуемой воспитательной деятельности является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Способы получения информации: наблюдение, беседы со школьниками и их
родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование.
16
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями с последующим обсуждением полученных результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
17
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
на 2021-2022 учебный год
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
№
п/п
Дела, события, мероприятия
Участники
(классы)
1-4
Сроки
1.
Торжественный классный час,
посвящённый Дню знаний
2.
Мероприятия, посвящённые
Дню солидарности в борьбе с
терроризмом
Неделя бега «Кросс Нации»
1-4
01 –
03.09.21г.
1-4
сентябрь
1-4
05.10.21г.
1-4
08.10.21г.
1-4
25.10.21г.
Библиотекарь
1-4
октябрьноябрь
8.
Праздничные мероприятия,
посвящённые Дню Учителя
Областная акция тотального
чтения «День чтения-2021
года» под девизом «Читай!
Найди свой путь к науке!»
Международный день
школьных библиотек
Неделя энергосбережения в
рамках Всероссийского
фестиваля «#ВместеЯрче
День народного единства
1-4
04.11.21г.
9.
Неделя толерантности
1-4
10. Мероприятия, посвящённые
1-4
15 –
19.11.21г.
26.11.21г.
Заместитель директора
по ВР, классные
руководители
Заместитель директора
по ВР, классные
руководителя
Классные руководителя
Дню матери в России
11. Единый урок безопасности в
сети Интернет
1-4
ноябрьдекабрь
12. Неделя правовых знаний
1-4
13. Новогодние праздники
1-4
14. Муниципальный конкурс
1-4
09 –
15.12.21г.
23 –
28.12.21г.
январь
патриотической песни «Пою
тебе, мое Отечество!»
15. Лыжня России - 2022
1-4
февраль
16. Месячник защитников
1-4
февраль
1-4
01.03.22г.
3.
4.
5.
6.
7.
01.09.21г.
Ответственные
Заместитель директора
по ВР, классные
руководители
Заместитель директора
по ВР, классные
руководители
Отечества
17. Всемирный день иммунитета
Учителя физической
культуры
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР, библиотекарь
Классные руководителя
Заместитель директора
по ВР, классные
руководителя
Заместитель директора
по ПВ
Классные руководителя
Заместитель директора
по ВР, учитель музыки
Учителя физической
культуры
Заместитель директора
по ВР, классные
руководителя
Школьные
медработники
18. Праздничный концерт,
1-4
посвящённый 8 Марта
19. Всероссийская неделя детской
1-4
и юношеской книги
20. Муниципальный конкурс ИЗО
1-4
«Пасхальные перезвоны»
21. Месячник «Мы за здоровый
образ жизни»
1-4
22. Декада здоровья «Здоровый
1-4
ребенок – здоровая нация»
23. Гагаринский урок «Космос - это
мы»
24. Весенняя Неделя добра
25. Месячник вахты Памяти,
1-4
1-4
1-4
посвященный Дню Победы
26. Международный день семьи
1-4
27. Мероприятия, посвящённые
1-4
окончанию учебного года
28. День русского языка -
Пушкинский день России
29. Праздник «С днём рождения,
моя Россия!»
30. Городской фестиваль
экологической деятельности
детей «Я люблю природу»
31. Городской фестиваль-конкурс
художественносамодеятельного творчества
«Мы зажигаем звёзды»
32. Всероссийские
образовательные проекты
(тотальный, экологический,
экономический диктанты...)
Воспитанники
ЛОЛ
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
март
по ВР, библиотекарь,
классные руководители
Заместитель директора
мартпо ВР, учитель ИЗО
апрель
мартЗаместитель директора
апрель
по ВР, классные
руководителя
07.04.22г. Классные
руководители
09.04. Классные
12.04.22г. руководители
апрель
Заместитель директора
по ВР, классные
руководителя
Заместитель директора
май
по ВР, классные
руководителя
15.05.22г. Заместитель директора
по ВР, классные
руководители
май
Заместитель директора
по ВР, классные
руководители
06.06.22г. Начальник ЛОЛ
05.03.22г.
Воспитанники
ЛОЛ
12.06.22г.
Начальник ЛОЛ
1-4
в течение
года
Заместитель директора
по ВР
1-4
в течение
года
Заместитель директора
по ВР, классные
руководителя
1-4
в течение
года
Заместитель директора
по ВР, классные
руководители, учителяпредметники
Модуль «Профилактика социально-негативных явлений»
№
п/п
1.
2.
3.
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
Профилактическая операция
«Подросток»
Контроль посещаемости, отчет
Неделя безопасности
дорожного движения
1-4
августсентябрь
ежедневно
сентябрь
1-4
1-4
Ответственные
Зам. директора по ПВ,
классные руководители
Классные руководители
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные руководители
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Месячник безопасности
жизнедеятельности
(профилактика ДДТТ,
пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма,
беседы по ПДД, ПБ)
Всероссийский урок
безопасности в рамках
Месячника гражданской
защиты
Акция «День трезвости»
День отказа от курения. Акция
«Умей сказать НЕТ!»
Всероссийский день правовой
помощи детям
Акция, посвящённая памяти
жертв дорожно-транспортных
происшествий
Акция «День борьбы со
СПИДом»
Международный день борьбы с
наркоманией и наркобизнесом
Всемирный день гражданской
обороны «День защиты детей»
Мероприятия по
противодействию идеологии
терроризма и экстремизма
Акции в целях
антикоррупционного
просвещения
Тематические классные часы по
правовому воспитанию
Минутки безопасности
17. Встречи с инспектором ОДН,
ОГИБДД, МЧС, линейного
отдела полиции
18. Профилактическая работа с
обучающимися (Совет
профилактики, школьная
служба медиации,
индивидуальные беседы,
консультации)
1-4
сентябрь
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные руководители
1-4
сентябрь
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные руководители
Зам. директора по ПВ
Зам. директора по ПВ
1-4
1-4
1-4
ноябрь
Зам. директора по ПВ
1-4
ноябрь
1-4
декабрь
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные руководители
Зам. директора по ПВ
1-4
март
Зам. директора по ПВ
1-4
март
1-4
в течение
года
Преподавательорганизатор ОБЖ
Зам. директора по ПВ
1-4
в течение
года
Зам. директора по ПВ
1-4
в течение
года
в течение
года
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по ПВ
в течение
года
Администрация
1-4
1-4
1-4
Модуль «Классное руководство»
№
п/п
1.
2.
Дела, события, мероприятия
Участники
Сроки
Торжественный классный час,
посвящённый празднику День знаний
Организационные классные часы
«Правила внутреннего распорядка.
Правила поведения в школе»
1-4
01.09.21г.
1-4
сентябрь
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Составление социального паспорта
класса
Работа по привлечению детей в
занятия в кружках, секциях
Контроль посещаемости, отчет
1-4
сентябрь
1-4
сентябрь
1-4
ежедневно
1-4
ежедневно
7.
Пятиминутки, посвященные
безопасности дорожного движения
«Безопасный путь домой»
Контроль личной гигиены
1-4
ежедневно
8.
Организация дежурства по классу
1-4
9.
Дежурство по школе
1-4
3.
4.
5.
6.
10. Инструктажи по безопасности
жизнедеятельности
11. Организация участия класса в
общешкольных делах
12. Индивидуальная работа с
обучающимися
13. Работа с учителями – предметниками
(консультации, малые педсоветы,
направленные на решение проблем
класса)
14. Работа с родителями обучающихся
или их законными представителями
15. Участие в работе МО классных
руководителей
16. Активизация работы по
пополнению «Методической
копилки классного руководителя»
17. Организация летней занятости
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
ежедневно Классные
руководители
по графику Классные
руководители
перед
Классные
каникулами руководители
в течение Классные
года
руководители
в течение Классные
года
руководители
в течение Классные
года
руководители
в течение
года
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
Заместитель
директора по ВР
июнь-май
Классные
руководители
1-4
1-4
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
№
Название программы
п/п
1. Курс внеурочной деятельности «Школа
безопасности»
2. Курс внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
3. Курс внеурочной деятельности «Юный
журналист»
4. Дополнительная общеразвивающая
программа «Веселая кисточка»
5. Дополнительная общеразвивающая
программа «Веселые нотки»
6. Дополнительная общеразвивающая
программа «Волейбол»
1-4
Количество
часов в год
18
1-4
18
1-4
18
1-4
55,5
1-4
55,5
1-4
166,5
Классы
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка
Руководитель
секции
Модуль «Школьный музей»
№
п/п
1.
Участники
Сроки
Ответственные
Уроки мужества, уроки памяти,
посвященные ключевым датам
Великой Отечественной войны
«Живи и помни»
Встречи с тружениками тыла,
детьми военного времени,
участниками локальных войн
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
Тематические классные часы ко
Дню народов Среднего Урала
Месячник Дня пенсионера
1-4
сентябрь
1-4
сентябрь
5.
Акции «Ветеран живет рядом»,
«Забота»
1-4
сентябрьоктябрь
6.
Уроки национальной культуры «Мы
разные, но мы вместе»
Урок памяти, посвящённый Дню
неизвестного солдата
Урок мужества, посвящённый Дню
Героев Отечества
День полного освобождения
Ленинграда от фашистской
блокады. Акция «Блокадный хлеб»
Конкурс военно-патриотической
песни «Когда поют солдаты...»
Конкурс рисунков «Солдат всегда
солдат»
Выставка книг «Воинской доблести,
славе и чести посвящается…»
Акция «Георгиевская ленточка»
1-4
1-4
04 –
18.11.21г.
03.12.21г.
1-4
09.12.21г.
1-4
24 –
27.01.22г.
1-4
февраль
Руководитель
школьного музея,
классные
руководители
Руководитель
школьного музея,
классные
руководители
Классные
руководители
Руководитель
школьного музея
Руководитель
школьного музея,
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Руководитель
школьного музея,
кл. руководители
Учитель музыки
1-4
май
Учитель ИЗО
1-4
май
Библиотекарь
1-4
май
1-4
май
Воспитанники
ЛОЛ
22 июня
Руководитель
школьного музея
Руководитель
школьного музея
Руководитель
школьного музея
2.
3.
4.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Дела, события, мероприятия
14. Акция «Бессмертный полк»
15. Акция ко Дню памяти и скорби
Модуль «Школьный урок»
№
п/п
1.
2.
Содержание деятельности,
мероприятия
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного
рода чрезвычайных ситуаций)
Международный день
распространения грамотности
Участники
Сроки
Ответственные
1-4
01.09.21г.
1-4
08.09.21г.
Преподавательорганизатор
ОБЖ, классные
руководители
Учителя-предметники
3.
4.
Всероссийский конкурс сочинений
Всероссийский урок Арктики
3, 4
1-4
сентябрь
сентябрь
5.
Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской
Федерации)
Всемирный день математики
Всероссийский урок «Экология и
Энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля
энергосбережения #ВместеЯрче
Всероссийский урок «История
самбо»
Единый урок «Права человека»
1-4
04.10.21г.
1-4
1-4
15.10.21г.
октябрьноябрь
1-4
16.11.21г.
1-4
10.12.21г.
10. Декада Знаний «За страницами
учебника»
11. Международный день родного
языка
12. Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (приуроченный к
празднованию Всемирного дня
гражданской обороны)
13. Неделя математики
1-4
1-4
январьфевраль
21.02.22г.
1-4
01.03.22г.
1-4
14. Всероссийская неделя музыки для
детей и юношества
15. Всероссийский открытый урок
«ОБЖ» (день пожарной охраны)
16. Библиотечные уроки ко дню
рождения писателей, поэтов,
произведений и т.п.
17. Руководство исследовательской
деятельностью обучающихся
18. Всероссийская образовательная
акция «Урок цифры»
19. Проект «Всероссийские открытые
уроки»
20. Всероссийские образовательные
проекты (тотальный,
экологический, экономический
диктанты...)
1-4
14 –
20.03.22г.
21 –
27.03.22г.
30.04.22г.
6.
7.
8.
9.
1-4
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
1-4
1-4
1-4
Учителя литературы
Классные
руководители
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные
руководители
Учителя математики
Учителя физики и
биологии
Учителя физической
культуры
Заместитель
директора по ПВ
Учителя-предметники
Учителя-предметники
Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные
руководители
Учителя математики
Учителя музыки
Преподавательорганизатор ОБЖ
Библиотекарь
Учителя-предметники
Классные
руководители
Классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
класс. руководители,
учителя-предметники
Модуль «Профориентация»
№
п/п
1.
2.
Содержание деятельности,
мероприятия
Беседа «Мои увлечения и
интересы»
Неделя профориентации «Сем
шагов в профессию»
Участники
Сроки
1-4
сентябрь
1-4
январь
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мини-проекты «Профессии наших
родителей»
Тематические классные часы по
профориентации
Дни финансовой грамотности
1-4
Всероссийские открытые уроки
«ПроеКТОриЯ»
Всероссийские открытые уроки
«Шоу профессий»
Встречи с интересными людьми
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Модуль «Самоуправление»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание деятельности,
мероприятия
Выборы активов классов,
распределение обязанностей
Участники
Сроки
Ответственные
3, 4
сентябрь
Работа в соответствии с
обязанностями
Заседания активов классов
3, 4
Отчет перед классом о
проведенной работе
Контроль дежурства и
самообслуживания в классе
Рейды по проверке
внешнего вида
3, 4
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
Зам. директора по ВР,
классные
руководители
Зам. директора по ВР,
клас. руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Участники
Сроки
Ответственные
1-4
в течение
года
4
в течение
года
в течение
года
Руководитель РДШ,
классные
руководители
Руководитель отряда
волонтеров
Руководитель
Школьного
спортивного клуба,
классные руководители
Руководитель
ЮИД
Руководитель, классные
руководители
3, 4
3, 4
3, 4
Модуль «Детские общественные объединения»
№ п/п
1.
2.
3.
Содержание деятельности,
мероприятия
Участие в проектах и акциях
РДШ (Российского
движения школьников)
Деятельность волонтерского
отряда
Работа по плану
«Школьного спортивного
клуба»
1-4
4.
Деятельность отряда ЮИД
1-4
5.
Участие в проектах
различного уровня
(конкурсах, проектах,
программах и т.д.)
День
добровольца
(волонтера)
1-4
6.
4
в течение
года
в течение
года
05.12.21г.
Руководитель отряда
волонтеров
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Содержание деятельности,
мероприятия
Выставка рисунков,
фотографий, творческих работ,
посвящённых событиям и
памятным датам
Тематические выставки,
информационные стенды
Оформление классных уголков
Участники
Сроки
1-4
в течение
года
Классные
руководители
1-4
в течение
года
сентябрь
Оформление стендов,
кабинетов, коридоров школы к
различным праздникам в
рамках ключевых
общешкольных дел
Создание уюта и чистоты в
кабинетах, в школе через
дежурство учащихся
Озеленение классов, школы
Уход за растениями
Трудовые десанты по уборке
территории школы
Трудовая акция «Чистый
школьный двор»
Мастерская Деда Мороза
(подготовка к новому году:
украшение классов, выпуск
газет, подготовка поздравлений)
1-4
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
1-4
в течение
года
Классные
руководители
1-4
в течение
года
в течение
года
октябрь,
апрель
20.12.30.12.21г.
Классные
руководители
Классные
руководители
Заместитель директора
по ВР
Классные
руководители
1-4
1-4
3, 4
1-4
Ответственные
Модуль «Школьные медиа»
№
п/п
1.
2.
3.
Содержание деятельности,
мероприятия
Информационная акция «Этот
день в истории страны»,
посвященная памятным датам
военной истории России
Вовлечение обучающихся на
страницы ВК
Выпуск школьных
информационных бюллетеней
по различным темам
Участники
Сроки
1-4
в течение
года
Руководитель
школьного музея
1-4
в течение
года
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
1-4
Ответственные
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
№ п/п
1.
2.
Содержание деятельности,
мероприятия
Посещение государственных
музеев Свердловской области
Организация походов на
выставки, театральные
постановки, библиотеки, музеи
Участники
Сроки
1-4
в течение
года
в течение
года
1-4
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
3.
4.
5.
6.
7.
в течение
года
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
1-4
в течение
года
Классные
руководители
1-4
1-4
декабрьфевраль
апрель
Классные
руководители
Преподавательорганизатор ОБЖ
Содержание деятельности,
мероприятия
Создание общешкольного
родительского комитета,
планирование работы
Общешкольное родительское
собрание
Международный день семьи
Участники
Сроки
1-4
сентябрь
Ответственные
Администрация
1-4
сентябрь
Администрация
1-4
15.05.22г.
Классные родительские
собрания
Изучение микроклимата,
материально-бытовых условий
семей обучающихся
Педагогическое просвещение
родителей по вопросам
обучения и воспитания детей
Информационное оповещение
родителей через сайт школы,
ВК, социальные сети
Индивидуальные консультации
1-4
1 раз в
четверть
в течение
года
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Посещение семей с целью
проверки соблюдения детьми
режима дня,
выявление «неблагополучных
семей» (составление актов
обследования)
Работа Совета профилактики с
детьми группы риска,
состоящими на разных видах
учёта, неблагополучными
семьями по вопросам
воспитанияи обучения детей
Тематические экскурсии по
предметам
Экскурсии по историческим и
памятным местам
города
Совместная работа с
туристическими фирмами (по
договору)
Акция «Покормите птиц
зимой!»
Организация экскурсий в
пожарную часть
1-4
1-4
Модуль «Работа с родителями»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1-4
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
1-4
в течение
года
Администрация,
классные
руководители
Администрация,
классные
руководители
Администрация,
классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по ПВ