Аннотация к РП по предмету Биология (5-9 кл.-ФГОС)

Аннотация к рабочей программе «Биология»
5 – 9 классы
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы,
ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Актуальность
Биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое
сознание, воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ
научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием
интеллектуальных умений;
 овладение учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными компетентностями;
 формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к
эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Цель изучения биологии:
Сформировать системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих включение учащихся в ту или
иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в
процессе знакомства с миром живой природы, приобщение к познавательной культуре как
системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Задачи:
 Реализовать принцип «от общего к частному», последовательно из класса в класс
переходить в познании общих законов жизни от простого к сложному.
 Придать развитию знаний динамичный характер: использовать ранее полученные
знания при овладении новыми понятиями, постепенно углублять и развивать
ведущие биологические понятия в процессе изучения всего курса биологии.
 Сконцентрировать учебный материал, укрупнив комплектные единицы знаний, что
создает дидактические условия для развития системного мышления у учащихся:
освободить учебный материал от деталей, имеющих специальное значение, но
излишних для общего образования, группируя при этом частные понятия,
необходимые для общего образования, вокруг ведущих биологических понятий.
 Формировать у обучающихся системное мышление, сочетая его с активной
познавательной и исследовательской деятельностью обучающихся.
 Учитывать возрастные, индивидуальные особенности и возможности обучающихся,
предлагая им задания по выбору, самостоятельное проведение опытов и наблюдений
в домашних условиях.
Используемые технологии
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего
к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и
умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение
понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе),
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т.д.
Количество часов на освоение курса по годам обучения
Количество часов за год:
1. 5 кл. -35 ч.
2. 6 кл.-35 ч.
3. 7 кл.-35 ч.
4. 8 кл.-70 ч.
5. 9 кл.-68 ч.
6. 10 кл.- 35 ч.
7. 11 кл.-34 ч.
Итого: 312 ч.
Учебное содержание курса биологии состоит из блоков, в которых комплексно
изучаются: с 5 по 6 класс – ботаника и биосистемы, в 7 классе – животные, 8 класс –
строение и физиология человека, 9 класс – основы общей биологии.
Преподавание учебного предмета «биология» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения выпускниками основной
школы. В соответствии с учебным планом курсу биологии на уровне основного общего
образования предшествует курс «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования, по отношению к курсу биологии он является пропедевтическим, включающий
интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. В
ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о
растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни
человека.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом,
содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного биологического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию биологии с учетом ФГОС ООО, ее
направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения,
теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и
личностных результатов через универсальные учебные действия. При выборе УМК
предметной линии учебников: Пономарёва И.Н., Корнилова О.Л., Кучменко B.C.,
Константинов В.П., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.
учитывалась специфика контингента учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся
Преподавание учебного предмета «биология» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения выпускниками основной
школы.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета. Изучение биологии на уровне основного общего
образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
 формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
 освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
 развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России
и
мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
на уровне основного общего образования являются формирование универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования,
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
 Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей.
Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). 
Вычитывать все уровни текстовой информации.

 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  Средством
формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
 сознание роли жизни (1-я линия развития);
 рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
 Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых
группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного
чтения. Предметными результатами освоения биологии на уровне основного общего
образования являются:
 усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной
картине мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и
животных;
 овладение методами биологической науки; наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
 освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.

Контроль уровня знаний.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических
задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней
оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования определяется по результатам промежуточной итоговой
аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной
оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и
метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения
образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной
оценки являются материалы:
 стартовой диагностики;
 тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
 творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. Содержание
курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических
закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса
биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
биологического образования и является основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебно-методическое
обеспечение
учебного
процесса
предусматривает
использование УМК Биология. 5-9 класс. И. Н. Пономарева, И.В. Николаев, О. А. Сухова,
С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов; «Вентана-Граф».
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва,
«Вентана-Граф»
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005.
4. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
5. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».