Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология»
5-8 классы
(мальчики)
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена для учащихся 5-9
классов на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования» утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 29.12.2014 № 1644, от
31.12.2015 № 1577);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
общеобразовательные программы;
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена на
основе авторской программы «Технология: программа:5-8 классы / Т.А. Тищенко,
Н.В. Синица.- М. :Вентана-Граф, 2012. 144с. – (Стандарты второго поколения) –
ISBN 978-5-360-04389-8.(вариант для мальчиков)».
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Технология.
Технический труд. 5,6,7,8 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска
и использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного
определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными
приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и
расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и
изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности,
честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и
бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга
и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление
их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для
повышения конкурентоспособности при реализации.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Основной
формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными
методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы,
метод проектов.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является
комбинированный урок.
Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных
технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и
ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и
механизмы».
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или
тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в
программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность
объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или
личную ценность.
Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам
семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарнотехнических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.
Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из
деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит.
Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания,
введены почти во все технологические разделы и темы программы.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе
мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они
должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов,
приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда
учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить
на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с
производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования,
разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается
применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и
технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях
самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение
более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает
построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.
Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с
химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и
принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и
искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Результаты изучения предмета «Технология»
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на
приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах
деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и
самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и
материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология»
являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах
с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса
«Технология» являются:
алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно-трудовой
деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач
в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и
технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и
другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную
стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности
с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий
в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности
и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы
«Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а
также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического
цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере
услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями
других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности
интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с
учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Планируемые результаты
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельностии ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять
жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений,
бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства;
культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого
направления, получает возможность ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения
производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,
влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующиетрудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными
инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и
приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или
получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления
интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных
инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии,
гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе
общего образования является формирование трудовой и технологической культуры
школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное
самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически
ориентированного мировоззрения.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом
общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике
знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды.
С целью учёта интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного
учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум
содержания основной образовательной программы изучается в рамках направления:
«Технология. Технический труд», «Создание изделий из конструкционных и поделочных
материалов».
Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические
работы», «Технология ведения дома», «Черчение и графика», «Домашняя экономика и
основы предпринимательства», «Профессиональное самоопределение". Каждый раздел
программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и
рекомендуемые объекты труда. В программе предусмотрено выполнение школьниками
творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском
назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационнопрактической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её
реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей;
применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные
ценности.
Объём часов: 5 класс: 70 часов (2 часа в неделю)
6 класс: 70 часов (2 часа в неделю)
7 класс: 70 часов (2 часа в неделю)
8 класс: 35 часа (1 час в неделю)
Учебно-тематический план
Содержание
5 класс 6 класс
Введение
2
1
Технология создания изделий из древесины
18
21
Технология создания изделий из металлов
20
16
Элементы машиноведения
4
6
Электротехнические работы
Технология ведения дома
6
6
Художественная обработка материалов
6
Профессиональное самоопределение
Домашняя
экономика
и
основы
предпринимательства
Проектная деятельность
14
16
Итого:
70
70
7 класс 8 класс
1
1
17
14
8
6
6
4
10
5
-
9
14
70
10
35
Основное содержание предмета. 5 класс.
Раздел 1.
Введение (2 часа)
Тема 1. Введение в предмет «Технология». Вводный инструктаж по ТБ. Правила
поведения в кабинете. (1 час)
Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и
объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Внутренний
распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарногигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основное понятие темы: технология, научная организация труда, правила техники
безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Тема 2. Оборудование рабочего места. (1 час)
Основные понятия темы: рабочее место, столярный верстак, подверстачье, крышка,
передний и задний винтовые зажимы, клинья. Профессия: столяр.
Практическая работа: изучение устройства столярного верстака и отработка
приемов крепления заготовок.
Раздел 2. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения (24часа):
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (18 часов)
Художественная обработка древесины (6 часов).
Тема 1. Древесина как природный конструкционный материал. (2 часа)
Основные понятия темы: древесина, дерево, хвойные и лиственные породы, ствол,
кора, сердцевина, разрезы ствола, годичные кольца, текстура. Природные пороки
древесины: сучки, трещины, гниль.
Практическая работа: определение пород древесины по образцам.
Тема 2. Пиломатериалы и древесные материалы (1 час)
Основные понятия темы: пиломатериалы (брус, доска обрезная, доска необрезная,
брусок, горбыль), древесные материалы шпон, фанера. Элементы пиломатериалов (пласть,
ребро, кромка, торец). Отходы древесины и их рациональное использование.
Практическая работа: изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
Тема 3. Понятие об изделии и детали. Графическая документация. (1 час)
Основные понятия темы: понятие о детали и изделии. Типы графических
изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии чертежа. Масштаб.
Практическая работа: изучение графической документации.
Тема 4. Этапы создания изделия из древесины. (1 час)
Основные понятия темы: этапы создания изделий, брак, сборка, заготовка, деталь,
сборочная единица, переход, операция, технологический процесс, инструкционная и
технологическая карты
Практическая работа: составление технологической документации на изготовление
простейшей детали.
Тема 5. Разметка заготовок из древесины. (1 час)
Основные понятия темы: разметка, базовая кромка, угольник, линейка, рейсмус,
шаблон. Практическая работа: разметка заготовок.
Тема 6. Пиление столярной ножовкой. (2 часа)
Основные понятия темы: пиление (продольное, поперечное, смешанное); ножовки;
зубья; режущая кромка; стусло. Правила ТБ.
Практическая работа: распиливание заготовок с приспособлениями и без.
Тема 7. Строгание древесины. (2 часа)
Основные понятия темы: струги (рубанок, шерхебель, фуганок), резцы, приемы
строгания, контроль качества Правила ТБ.
Практическая работа: строгание деревянных заготовок рубанком.
Тема 8. Сверление отверстий. (2 часа)
Основные понятия темы: коловорот, ручная дрель, патрон, отверстия (сквозные,
глухие), сверло (спиральное, центровое, шнековое, ложечное).
Практическая работа: сверление отверстий коловоротом.
Тема 9. Соединение столярных изделий гвоздями, шурупами. (2 часа)
Основные понятия темы: гвозди, молоток, клещи, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка.
Правила ТБ. Профессии: плотник, сборщик изделий из древесины.
Практическая работа: соединение столярных изделий гвоздями, шурупами.
Тема 10. Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины. (2
часа) Основные понятия темы: клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические
(ПВА, БФ), клееварка, струбцина, напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка,
шлифовальная колодка, риски, ворсистость. Правила ТБ.
Практическая работа: склеивание деревянных изделий, зачистка поверхностей
деталей напильником и шлифовальной шкуркой.
Тема 11. Выпиливание лобзиком. (4 часа)
Основные понятия темы: лобзик, закрепление пилки, выпиловочный столик,
приемы выпиливания. Правила ТБ.
Практическая работа: выпиливание лобзиком.
Тема 12. Выжигание по дереву. (2 часа)
Основные понятия темы: выжигание, электровыжигатель, перо. Правила ТБ.
Практическая работа: выжигание рисунка на декоративной доске.
Тема 13. Лакирование изделий. (2 часа)
Основные понятия темы: лакирование, лак, морилка. Правила ТБ. Профессия:
лакировщик. Практическая работа: лакирование поверхностей изделий из древесины.
Варианты объектов труда Плоскостные игрушки, игры,
кухонные
и бытовые
принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Раздел 3. Технология обработки металлов. Элементы машиноведения. Изготовление
изделий из тонколистового металла и проволоки (20 часов)
Тема 1. Рабочее место для ручной обработки металлов. (1 час)
Основные понятия темы: слесарный верстак, слесарные тиски. Профессия: слесарь.
Практическая работа: изучение устройства слесарного верстака и слесарных тисков.
Тема 2. Тонколистовой металл и проволока. (1 час)
Основные понятия темы: сплавы, сталь, чугун, прокатка, кровельная сталь, жесть,
фольга, проволока, катанка, волочение, фильера. Профессии: вальцовщик, жестянщик,
волочильщик.
Практическая работа: ознакомление с металлами и сплавами.
Тема 3. Этапы создания изделия из металла. Технологическое планирование при
изготовлении изделий из металла. (2 часа)
Основные понятия темы: проектирование, конструирование, проект, техническое
задание, эскизное конструирование, рабочие чертежи, технологическая подготовка,
опытный образец. Профессии: технолог, конструктор.
Практическая работа: разработка конструкции изделия из тонколистового металла
и проволоки и разработка технологической карты.
Тема 4. Изображение деталей из металла. (2 часа)
Основные понятия темы: развертка.
Практическая работа: графическое изображение деталей из металла.
Тема 5. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. (2 часа)
Основные понятия темы: правка, правильная плита. Правила ТБ.
Практическая работа: правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Тема 6. Разметка тонколистового металла и проволоки. (2 часа)
Основные понятия темы: разметка, слесарный угольник, чертилка, разметочный
циркуль, кернер, базовая линия, шаблон. Правила ТБ. Профессии: слесарь-разметчик,
инструментальщик.
Практическая работа: разметка тонколистового металла и проволоки.
Тема 7. Резания тонколистового металла и проволоки. (2 часа)
Основные понятия темы: слесарные ножницы, кусачки, механические ножницы
(гильотинные, дисковые). Профессии: резчики металла.
Практическая работа: резания тонколистового металла и проволоки.
Тема 8. Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки. (2 часа)
Основные понятия темы: Гибка, киянка, оправка, гибочный штамп,
профилегибочный стан, плоскогубцы, круглогубцы. Правила ТБ. Профессии:
штамповщик, кузнец.
Практическая работа: гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Тема 9. Устройство сверлильного станка. Пробивание, сверление отверстий. (2
часа) Основные понятия темы: сверление, пробойник, штамповочный пресс, пуансон,
электродрель. Сверлильный станок, патрон, шпиндель, электродвигатель, ременная
передача, реечная передача, винтовая передача. Правила ТБ. Профессия: сверловщик.
Практическая работа: изучение устройства сверлильного станка, сверление отверстий.
Тема 10. Соединение деталей из тонколистового металла. (2 часа)
Основные понятия темы: фальцевый шов, заклепка, поддержка, натяжка, обжимка.
Правила ТБ.
Практическая работа: соединение деталей из тонколистового металла.
Тема 11. Отделка изделий. (2 часа)
Основные понятия темы: окраска, масляная краска, эмаль. Правила ТБ.
Практическая работа: отделка готовых изделий из тонколистового металла и
проволоки. Варианты объектов труда Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия
декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
Раздел 4. Культура дома. (6 часов)
Тема 1. Гигиена жилого помещения (2 часа)
Основные понятия темы: ламинат, паркет,ковролин, керамическая плитка,
линолеум, бытовая техника.
Практическая работа: изучение видов поверхностей пола и ухода за ним.
Тема 2. Уход за одеждой. (2 часа)
Основные понятия темы: Выбор и использование современных средств ухода за
одеждой и обувью, технологий длительного их хранения. Профессии в сфере
обслуживания. Практическая работа: изучение бирок с указанием условных обозначений
по уходу за одеждой.
Тема 3. Культура поведения. Этикет. (2 часа)
Основные понятия темы: этикет
Практическая работа: изучение правил этикета. Варианты объектов труда Верхняя
одежда, обувь, электрические провода.
Раздел 5. Механизмы технологических машин. (4 часа)
Тема 1. Механизмы и их назначение. Виды передач. Детали механизмов. (2 часа)
Основные понятия темы: Машина, механизм, винтовой механизм, детали общего и
специального назначения, связи подвижные и неподвижные.
Практическая работа: ознакомление с устройством различных механизмов.
Тема 2. Чтение и составление простых кинематических схем. (2 часа)
Основные понятия темы: кинематическая схема, условные обозначения
механизмов. Практическая работа: чтение и составление простых кинематических схем.
Объекты труда Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.
Раздел 6. Творческое проектирование. (16 часов)
Теоретические сведения.
Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов
на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование
требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый,
технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные
пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и
технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Подготовка графи ческой и
технологической документации.
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль
и оценка проекта.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и
презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей.
Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели
изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов
для изготовления изделия.
Подготовка пояснительной записки.
Оформление проектных материалов.
Презентация проекта. Варианты творческих проектов из древесины и поделочных
материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей,
настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую
посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц,
декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для
отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и
самолётов, раздаточные материалыдля учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов:
предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные
подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные
цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для
мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Основное содержание предмета. 6 класс
Раздел 1. Введение. Правила техники безопасности. (1час)
Тема 1 Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Основные теоретические сведения: Цель и содержание программы «Технология»
для 6 класса, правила поведения в мастерской, инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Технология обработки древесины. (21 час)
Тема 1. Древесина - природный конструкционный материал. (1час)
Основные понятия темы:древесина, дерево, хвойные и лиственные породы,
строение древесины, разрезы ствола.
Тема 2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.
Пороки древесины. (2 часа)
Основные
теоретические
сведения:лесная
и
деревообрабатывающая
промышленность Практическая работа: определение размеров и объема пиломатериала,
изучение пороков древесины, лесхозы, лесничества, лесничий, спелость древесины,
хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, вершина, кряж, чурак, штабель,
лесоматериал. Профессии: лесничий, лесник, рамщик, станочник, плотник, таксатор,
вальщик леса.
Тема 3. Производство и применение пиломатериалов. Безотходная технология
раскроя. (2 часа)
Основные теоретические сведения:лесопильная рама, постав пил, бревнотаска,
пропил, подающие вальцы, тележка, пиломатериалы: виды, получение, применение.
Экономный раскрой древесины, безотходная технология раскроя.
Практическая работа: изучение видов и получения пиломатериалов.
Тема 4. Чертеж детали и сборочный чертеж. (1 час)
Основные теоретические сведения: требования ГОСТа ЕСКД, предъявляемые к
содержанию чертежей. Постановка размеров на чертеже.
Практическая работа: графическое изображение изделий из древесины
(картофелемялка).
Тема 5. Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. (1 час)
Основные
теоретические
сведения:
конструирование,
вариативность
конструкторских решений, дизайн основные требования к изделию.
Практическая работа: графическое изображение изделий из древесины (доска
разделочная)
Тема 6. Соединение брусков. (2 часа)
Основные теоретические сведения: соединение, виды соединения деталей из
древесины, шкант. Приемы разметки, столярная стамеска.
Практическая работа: разметка заготовок, соединение брусков врезкой в половину
толщины.
Тема 7. Цилиндрические и конические детали из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения: кронциркуль, маршрутная карта.
Практическая работа: изготовление изделия цилиндрической формы.
Тема 8. Окрашивание изделий из древесины масляными красками. (2 часа)
Основные теоретические сведения: виды масляных красок, пигмент, олифа, кисть,
краскораспылитель, валик. ПТБ. Профессия: отделочник.
Практическая работа: окрашивание изделий из древесины масляными красками.
Тема 9. Условия и приемы наладки ручных инструментов. (2 часа)
Основные теоретические сведения: заточка, доводка и наладка ручных
инструментов. Практическая работа: доводка и наладка ручных инструментов.
Тема 10. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. (2
часа) Основные теоретические сведения: кодекс (Земельный, Водный, Лесной), школьные
лесничества, фильтры, санитарно-защитные зоны.
Тема 11. Сущность процесса резания. Виды резцов (стамесок). Подготовка станка к
работе. Технологическая документация. (2 часа)
Основные теоретические сведения: процесс резания при механической обработке
древесины, виды резцов. Приемы установки и заготовки. Черновое и чистовое точение.
Практическая работа: подготовка заготовок к точению, установка заготовок в стано
Тема 12. Приемы точения на деревообрабатывающем станке. Контроль размеров
детали. Точение детали по чертежу и технологической карте. (2 часа)
Основные теоретические сведения: приемы точения различными стамесками,
инструменты для контроля размеров заготовки: кронциркуль, линейка. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа: точение детали по чертежу и технологической карте.
Варианты объектов труда Игрушки и игры, ручки, изделие для украшения
интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Раздел 3. Элементы машиноведения. (6 часов)
Машины, токарные станки. Технология точения древесины. (6 часов)
Тема 1. Понятие о машине. Классификация машин. Составные части машины.
Механизмы передачи движения. (2 часа)
Основные теоретические сведения: основные части машин: двигатель,
передаточный механизм, рабочий орган. Машины: двигатели, технологические,
транспортные, транспортирующие.
Практическая работа: изучение составных частей машин.
Тема 2. Устройство, принцип работы и операции, выполняемые на токарном станке
по дереву. (2 часа)
Тема 3. Лабораторно-практическая работа: Изучение устройства токарного станка
по дереву. (2 часа
Основные теоретические сведения: основные части станка и их назначение,
шпиндель, двухступенчатый шкив, пиноль. Приспособления для закрепления заготовок:
трезубец, патрон, планшайба. Принцип и процесс работы токарного станка.
Кинематическая схема станка. Лабораторно – практическая работа: «Изучение устройства
токарного станка по дереву» Варианты объектов труда
Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.
Раздел 4. Технология обработки металлов. (16часов)
Тема 1. Свойства черных и цветных металлов. Сортовой прокат. Прокатные
профили. (2 часа)
Основные теоретические сведения: свойства металлов: цвет, блеск, тепло- и
электропроводность, температура плавления, твердость, пластичность, упругость,
вязкость. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных
конструкциях.
Практическая работа: ознакомление со свойствами черных и цветных деталей.
Тема 2. Понятие о процессе резания. Шероховатость поверхности по видам
обработки. (1 час)
Основные теоретические сведения: инструменты для разметки металлов, расчет
припуска, экономный раскрой материала. Шероховатость поверхности
Тема 3. Чертежи деталей из сортового проката. (1 час) Сборочный чертеж, чтение
сборочного чертежа.
Основные теоретические сведения: сборочный чертеж, спецификация.
Практическая работа: чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.
Тема 4. Измерение размеров деталей (штангенциркуль). (2 часа)
Основные теоретические сведения: разметка: плоскостная и пространственная.
Инструменты для разметки. Приемы разметки. Штангенциркуль, нониус. Отсчет по
нониусу. Лабораторно-практическая работа: изучение штангенциркуля.
Практическая работа: измерение размеров деталей.
Тема 5. Резание металла слесарной ножовкой. (2 часа)
Основные теоретические сведения: слесарная ножовка, рамка, ножовочное
полотно, хвостовик, приемы крепления ножовочного полотна в рамке ножовки,
механическая ножовка.
Практическая работа: резание металла слесарной ножовкой.
Тема 6. Напильники, виды, формы, насечка. Приемы опиливания (4 часа)
Основные теоретические сведения: опиливание, виды напильников: по форме
поперечного сечения; по видам насечки; по числу зубьев на 10 мм длины; по длине
рабочей части. Лабораторно-практическая работа: Ознакомление с видами напильников.
Практическая работа: опиливание заготовок из сортового проката.
Тема 7. Разъемные и неразъемные соединения. (2 часа)
Основные теоретические сведения: виды соединений деталей. Приемы клепки с
помощью приспособлений: натяжка, обжимка, поддержка. ПТБ.
Тема 8. Отделка изделий из металла. (2 часа)
Основные теоретические сведения: отделка, декоративное и антикоррозионное
покрытие, воронение. Профессии: лудильщик, гальваник, металлизатор
Практическая работа: отделка поверхностей изделий из металла. Варианты
объектов труда Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного
оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.
Раздел 6. Технологии ведения дома (6 часов)
Тема 1. Закрепление настенных предметов (1 час)
Основные теоретические сведения. Пробойник, шлямбур, дюбель
Тема 2. Устройство дверных замков (1 час)
Основные теоретические сведения Накладной и врезной замки
Тема 3. Установка форточных, оконных и дверных петель (2 часа)
Основные теоретические сведения. Петли (форточные, оконные, дверные), карты,
прирезка, накладные и врезные петли.
Тема 4. Основы технологии штукатурных работ (2 часа)
Основные теоретические сведения Штукатурка, вяжущие материалы, заполнитель,
цементный (штукатурный) раствор; штукатурная лопатка, отрезовка, терка, скребок
Раздел 7. Творческая, проектная деятельность (16 часов)
Основные теоретические сведения Выбор тем проектов на основе потребностей и
спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Практические работы Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися.
Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка
чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление
проектных материалов. Презентация проекта.
Основное содержание предмета
7 класс
Раздел 1. Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. (1 час)
Тема 1. Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. (1 час)
Раздел 2. Технология обработки древесины. (17 часов)
Тема 1. Физико-механические свойства древесины. Пороки, сушка древесины. (1
час) Основные теоретические сведения: свойства древесины: цвет, запах, влажность,
плотность, прочность, упругость, твердость. Сушка естественная и искусственная,
штабель, сушильная камера, производственная влажность, коробление.
Практическая работа: выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок
для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств,
минимизации отходов.
Тема 2. Конструкторская и технологическая документация. Технологический
процесс изготовления деталей. (2 часа)
Основные теоретические сведения: ГОСТ, ЕСКД, технологическая документация,
процесс, операция, переход, установка, оснастка, карты (технологическая, маршрутная,
операционная), ЕСТД. Профессии: конструктор, чертежник, копировщик, технолог.
Практическая работа: выполнение чертежа изделия (ручка напильника, киянка),
заполнение спецификации.
Тема 3. Дереворежущие, деревообрабатывающие инструменты, их подготовка к
работе. (2 часа)
Основные теоретические сведения: округление (затупление) режущей кромки,
заточка, заточной станок, заточной круг, доводка, брусок, правка, оселок, прифуговка,
угол боковой заточки, развод, разводка.
Практическая работа: заточка и развод зубьев пил; правка и доводка лезвий ножей
для стругов, стамесок, долот; настройка стругов.
Тема 4. Шиповые столярные соединения.Разметка деталей с шипами и
проушинами (гнездами). (2 часа)
Основные теоретические сведения: шиповое соединение (концевое, серединное,
ящичное), конструктивные элементы деталей: шип, проушина, гнездо, щечка. Разметка
шипов и проушин, гребенка. Правила ТБ.
Практическая работа: расчет размеров шиповых соединений.
Тема 5. Запиливание и долбление шипов и проушин. Подгонка. (2 часа)
Основные теоретические сведения: выпиливание шипов и проушин, долбление
гнезд, долото, стамеска, подгонка шипа и проушины, пилы (лучковая, ножовка,
обушковая, наградка), зачистка шипового соединения.
Практическая работа: изготовление и сборка шипового соединения.
Тема 6. Соединение деталей шкантами и шурупами с нагелями. (2 часа)
Основные теоретические сведения: шкант, соосность, нагель.
Практическая работа: разметка отверстий под шканты; сборка изделия шкантами;
сборка углового соединения шурупами в нагель.
Тема 7. Точение конических и фасонных деталей. (2 часа)
Основные теоретические сведения:коническая и фасонная деталь, галтель,
фасонный резец, шаблон, предельные калибры.
Практическая работа: точение ручки для напильника
Тема 8. Художественное точение изделий из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения: художественное точение, крючок, гребенка.
Практическая работа: выполнение эскиза точеной фасонной детали; точение фасонной
детали
Тема 9. Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и
деревообрабатывающей промышленности. (2 часа)
Основные теоретические сведения: машина, механизм, кинематическая пара, звено,
станок, машины (энергетические, технологические, транспортные, транспортирующие,
математические). Профессии: станочник, наладчик, оператор станочной линии.
Раздел 2. «Машиноведение» (8 часов)
Тема 1. Общность механизмов различных станков. Устройство токарновинторезного станка ТВ-6. (2 часа)
Основные теоретические сведения: основные виды механических передач в
механизме станков. Основные узлы ТВ-6 и их назначение.
Лабораторно-практическая работа: изучение устройства токарно-винторезного
станка ТВ-6.
Тема 2. Управление токарно - винторезным станком. Приемы работы на ТВ-6.
(4часа) Практическая работа: ознакомление с токарными резцами, управление токарновинторезным станком; обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки;
подрезание торца и сверление заготовки
Тема 3. Устройство горизонтально- фрезерного станка НГФ-110 ОШ. (2 часа)
Основные теоретические сведения: фрезерование; устройство и назначение
основных узлов НГФ-110 ОШ.
Лабораторно-практическая работа: изучение устройствагоризонтально- фрезерного
станка НГФ-110 ОШ.
Раздел 3. Художественная обработка древесины. (8 часов)
Тема 1. Мозаика из древесины. Технология изготовления мозаики. (2 часа)
Основные теоретические сведения: технология изготовления мозаики, резцы,
подрезание волокон.
Практическая работа. выполнение рисунка мозаики из древесины, выпиливание
деталей мозаики, придание рельефа, склеивание деталей..
Тема 2. Аппликация из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения: Технология изготовления аппликации из
древесины, резцы.
Практическая работа: аппликации из древесины
Тема 3. Геометрическая резьба. (4 часа)
Основные теоретические сведения: резьба (геометрическая, плосковыемочная,
контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, плоская косая,
уголок, церазик, клюкарза), выемка, разметка рисунка.
Практическая работа: художественная резьба по дереву.
Раздел 4. Технология обработки металлов. (12 часов)
Тема 1. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. (2 часа)
Основные теоретические сведения: углеродистая и легированная сталь,
термическая обработка, закалка, отпуск, отжиг.
Практическая работа: ознакомление с видами сталей; термической обработкой
стали.
Тема 2. Орудия труда для обработки металлов. Изготовление металлических
изделий и их графическое изображение. (2 часа)
Основные теоретические сведения: орудия труда, инструменты и приспособления
для обработки металлов, графическая документация.
Практическая работа: выполнение чертежей деталей с точеными и фрезерованными
поверхностями.
Тема 3. Рубка металлов. (2 часа)
Основные теоретические сведения: рубка металлов; зубило, элементы зубила,
приемы работы. Правила ТБ.
Практическая работа:рубка металлов.
Тема 4. Опиливание криволинейных поверхностей. (2 часа)
Основные теоретические сведения:
Практическая работа:опиливание криволинейных поверхностей, приемы
опиливания криволинейных поверхностей.
Тема 5. Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы вручную. (2 часа)
Основные теоретические сведения: резьба, элементы резьбы, резьбовые
соединения. Инструменты и приспособления для нарезания резьбы. Правила ТБ.
Основные теоретические сведения: резьбовое соединение, болт, шпилька, винт,
резьба (наружная и внутренняя), плашка, плашкодержатель, метчик, вороток.
Практическая работа: нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы.
Тема 6. Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы на токарновинторезном станке. (2 часа)
Основные теоретические сведения: резьбовое соединение, болт, шпилька, винт,
резьба (наружная и внутренняя), плашка, плашкодержатель, метчик, вороток.
Практическая работа: нарезание наружной и внутренней крепежной резьбына
токарно-винторезном станке.
Раздел 4. Художественная обработка металлов. (2 часа)
Тема 1. Тиснение по фольге.
Основные теоретические сведения: ручное тиснение, давилка, рабочая доска,
рельеф. Практическая работа:художественное тиснение по фольге.
Раздел 5. Технологии ведения дома (6 часов)
Тема 1. Технология оклейки помещения обоями. (2 часа)
Основные теоретические сведения: обои: негрунтованные, грунтованные,
тисненые, рельефные, влагостойкие, звукопоглощающие, пленочные, самоклеящиеся,
линкруст, филенка, бордюр, фриз, гобелен.
Тема 2. Основы технологии малярных работ. (2 часа)
Основные теоретические сведения: малярные работы, пигменты, связующие
материалы,, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисти:
побелочная, филеночная, ручник, флейц, торцовка; валик, трафарет, маляр.
Тема 3. Основы технологии плиточных работ. (2 часа)
Основные теоретические сведения: плитка: керамическая, пластмассовая,
облицовка, настилка, глазурь, мастика, плиточник.
Раздел 6. Творческая, проектная деятельность (16 часов)
Основные теоретические сведения Эвристические методы поиска новых решений.
Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и
конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД
и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости
изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации
проектов. Практические работы Самостоятельный выбор изделия. Формулирование
требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайнпроектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с
использованием Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат
труда. Презентация проекта. Варианты объектов труда: Темы проектных работ даны в
приложении к программе.
Основное содержание предмета
8 класс
Введение (1 час) Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Cодержание курса
«Технология 8 класс», правила безопасной работы в мастерской.
Раздел 1. Домашняя экономика и основы предпринимательства (9 часов)
Дать определение семейной экономике, перечислить её задачи. Определить
функции семьи в обществе и в экономическом пространстве. Перечислить возможные
источники доходов школьников.
Выполнить практическую работу № 1. Предпринимательство в семье
Перечислить
нравственные
и
деловые
качества
предпринимателя.
Охарактеризовать индивидуальное предпринимательство, акционерное общество.
Рассказать о производстве товаров и услуг в условиях семьи.
Потребности семьи Охарактеризовать виды потребностей. Раскрыть понятие
уровень благосостояния. Провести анализ потребительских качеств товара, выбрать
способ совершения покупки. Классифицировать покупки.
Выполнить практическую работу № 3.
Информацияотоварах Раскрыть понятие информация о товарах. Ориентировать на
рынке товаров и услуг. Рассказать о правах потребителя и их защите. Охарактеризовать
основные источники информации о товарах.
Торговые символы, этикетки и штрихкод Раскрыть понятия маркировка товара,
штрихкод, этикетка, вкладыш. Охарактеризовать условные обозначения, наносимые на
тару, упаковку, предметы одежды. Извлекать информацию из штрихкода
Выполнить практическую работу № 5.
Бюджет семьи Раскрыть понятие бюджет семьи, перечислить источники дохода
бюджета семьи. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе
актуальных потребностей семьи. Перечислить виды доходов семьи. Рассчитать
прожиточный уровень семьи.
Расходы на питание Рассказать, каким должно быть питание. Перечислить правила,
которые следует соблюдать при покупке. Планирование расходов на продукты питания.
Определять пути снижения затрат на питание.
Сбережения. Личный бюджет Перечислить способы сбережения денежных средств.
Назвать составные части бюджета школьника.
Выполнение практической работы № 8. Составление плана
Экономика приусадебного участка Рассказать о значении приусадебного участка.
Перечислить
варианты
использования
приусадебного
участка
в
целях
предпринимательства. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с
ценами местного рынка и покупательной способностью населения
Выполнение практической работы № 9.
Раздел 2. Профессиональное самоопределение (5 часов)
Профессиональные интересы и склонности.Раскрыть сущность понятий
профессиональный интерес и склонности. Выявить и оценить свои профессиональные
интересы. Сделать выбор будущей профессии, анализируя свои профессиональные
интересы и склонности.
Природные свойства нервной системы Назвать типы темперамента. Определить
тип темперамента. Назвать возможности человека в развитии различных профессионально
важных качеств.
Классификация профессии. Перечислить типы профессий. Назвать требования
профессий различного типа к человеку. Классифицировать профессии.
Профессиональные и жизненные планы. Перечислить сферы трудовой
деятельности. Определять соответствие людей тем или иным типам профессий.
Самостоятельно и осознанно определить свои жизненные и профессиональные планы.
Здоровье и выбор профессии. Перечислить факторы, влияющие на выбор
профессии. Рассказать о взаимосвязи и взаимообусловленности здоровья и выбора
профессии, карьеры
Раздел 3. Технология ведения дома (4 часа)
Технология установки врезного замка. Рассказать технологию установки врезного
замка. Извлекать информацию из учебника.
Выполнить практическую работу № 20.
Утепление дверей и окон. Рассказать технологию утепления дверей. Рассказать
технологию утепления окна
Выполнить практическую работу № 21
Ручные инструменты. Рассказать, какие бывают инструменты по назначению.
Раскрыть термины эргономика, хиротехника, стойкость инструмента.
Выполнить практическую работу № 22
Безопасность ручных работ. Рассказать правила безопасной работы ручным
инструментом. Выполнить практическую работу № 23.
Раздел 4. Электротехнические работы (6 часов)
Правила электробезопасности. Инструменты для электромонтажных работ.
Организация рабочего места. Электрическая цепь, электрическая схема. Условные
обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах.
Электрический ток и его использование. Виды проводов. Установочные изделия.
Монтаж электрической цепи с использованием установочных изделий.
Профессии: электромонтер, электрослесарь.
Практическая работа: монтаж электрической цепи с использованием установочных
изделий.
Организация труда и ПТБ при работе с электромагнитными устройствами и
электромагнитами. Электромагниты и их применение. Основные теоретические сведения:
Электромагнит. Условное обозначение электромагнита, принцип действия и устройство.
Практическая работа: изучение устройства и принципа работы электромагнита.
Электроосветительные приборы. Регулировка освещенности. Варианты объектов
труда: электроустановочные изделия, модели осветительных и сигнальных устройств.
Бытовые электронагревательные приборы. Техника безопасности при работе с
бытовыми электронагревательными приборами. Бытовые электронагревательные приборы
открытого типа, закрытого типа, ТЭН, биметаллический терморегулятор.
Раздел 5. Проектная и исследовательская деятельность (10 часов)
Выбор и обоснование проекта. Экономический расчёт Формирование
познавательно-смысловой компетентности учащихся. Проектирование полезных изделий
из конструкционных и поделочных материалов. Проанализировать источники
информации. Выбрать и обосновать проект и быть ответственным за произведенный
выбор. Выполнить предварительный экономический расчёт
Составление технологической документации Планирование технологической
последовательности операций обработки заготовки, подбор инструментов и
технологической оснастки. Разработать рабочий эскиз модели с описанием.
Работа над проектом Изготавливать изделия с использованием различных
технологий обработки материалов. Проводить самоконтроль и корректировку своей
деятельности. Включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности
по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
Подведение итогов Подготовить документацию к защите, провести самооценку
результатов. Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на
рынке товаров и услуг, обдумать перспективы производства
Защита проекта. Демонстрация изделия. Провести защиту проекта. Ответить на
вопросы
Формы и средства контроля.
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный
учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность,
поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень
внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что
цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия,
предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса;
позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля: контрольная работа; тест; творческая работа; защита
проекта. Портфолио ученика (приложение к программе КИМ)
Критерии оценивания: тематический; текущий.
Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального
опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса.
Контроль практических умений и навыков происходит в форме индивидуальных
заданий, выполняемых учащимися.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Для учащихся:
Тищенко А.Т. В.Д. Симоненко. Технология. «Индустриальные технологии» 5, 6, 7,
8 классы: учебник для учащихся обшеобразовательных учреждений, М.: .
«Вентана-Граф» 2012г.
Для учителя:
Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5-9 классы
«Стандарты второго поколения»
Рабочие программы «Технология 5-8 классы» учебно-методическое пособие Дрофа
2013 г.
Программы начального и основного общего образования, , М. «Вентана-Граф»
2010г. -Поурочные разработки 7 класс (Индустриальные технологии) методическое
пособие А.Т.Тищенко «Вентана-Граф» 2016 г.
Поурочные разработки 6 класс (Индустриальные технологии) методическое
пособие А.Т.Тищенко «Вентана – Граф» 2015 г.
Поурочные разработки 5 класс (Индустриальные технологии) методическое
пособие А.Т.Тищенко «Вентана-Граф» 2014 г.
Объекты труда 5-7 классы автор В.И. Коваленко, В.В. Кулененок М.: Просвещение
1990г. Справочник по трудовому обучению 5-7 класс И.А.Карабанов М.:
Просвещение 1991 г.
Журналы
Справочники