Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Рабочая программа по предмету
«Литература»
10-11 класс
Составитель: Кочергина Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы, 1КК
п. Кедровое
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с нормативными
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 №
1089;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
Российской Федерации от 09.03.2004 г., №1312 и изменений федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденного приказами Министерство образования Российской
Федерации от 09.03.2004 г. , №131 от 20. 08. 2008 г.; от 30. 06. 2011 г. № 1994.
Используемый учебник Лебедева Ю.В. Литература. 10 класс. (Учеб. для
общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч./Ю. В. Лебедев. 12-е изд.
– М.: Просвещение, 2010.)
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном
мире;
формирование
гуманистического
мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном
процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования
необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с
рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения
художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний
читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности
школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для
изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его
развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и
богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли
в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех
предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю
литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует
панорамную картину литературного процесса.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и
личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание программы носит практико- и личностно-ориентированный подход.
При проведении уроков используются различные формы организации учебного
процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые
игры.
Итоговый контроль проводится в виде контрольных сочинений, контрольных
работ, комплексного анализа текстов.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на два года обучения (10-11 классы) и предполагает
обучение курса из расчета три часа в неделю в каждом классе: в 10 классе 105 часов, в
11 классе 102 часа.
Основное содержание программы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…»,
«Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»),«...Вновь я посетил...», а также три стихотворения
по выбору.
Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как
часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных
учреждений с русским языком обучения).
А.Н. Островский
Драма «Гроза» (в образовательных учреждениях с родным(нерусским) языком
обучения – в сокращении).
И.А. Гончаров
Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским)
языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных
учреждений с родным (нерусским) языком обучения)
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским)
языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию
не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три
стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по
выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным
(нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (в образовательных учреждениях с родным
(нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных учрежденияхс родным
(нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных
учреждений с русским языком обучения).
Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским)
языком обучения – в сокращении).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с
русским языком обучения).
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С.
Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипкаи немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения
по выбору.
Поэма «Облако в штанах» (для образовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения – в сокращении).
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также два стихотворения по
выбору.
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»,
а также два стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки подтемной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»,
«Родная земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,
«Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения
по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М.А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – один из романов в
сокращении).
А.П. Платонов
Одно произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери»,
«Я знаю, никакой моей вины…», а также два стихотворения по выбору.
В.Т. Шаламов
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных
учреждений с русским языком обучения).
Рассказ «Матренин двор» (только для образовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения).
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков,
В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин,
В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина,
И.А.Бродский,
А.А.Вознесенский,
В.С.
Высоцкий,
Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов,
Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины ХХ века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю.
Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г.
Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан,
У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд,
Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне,
А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все
крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала,
«праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество,
крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и
художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской
литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой
ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в
реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе
других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия
характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная
острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и
тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как
ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования.
Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение
человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие
психологизма.
Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии.
Формирование национального театра. Становление литературного языка.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX -ХХ веков. Новые
литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская
война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и
литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской
реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая
свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и
тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории.
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе.
«Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного
идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие
традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства
человека и природы).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовнонравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний
о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную
Россию. Переводы произведений
национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы
других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира
на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных
взаимоотношений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов
России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ
вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения
человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений.
Проблемы самопознания и нравственного выбора в
произведениях классиков зарубежной литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел. Фантастика.
− Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм,
футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–
ХХ веков.
− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы:
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма,
баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет;
комедия, трагедия, драма.
− Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии
развития действия: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Авторповествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система
образов.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Гротеск.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория.
− Стиль.
− Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма.
Строфа.
− Литературная критика.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные
теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при
освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
− Художественный перевод.
− Русскоязычные национальные литературы народов России.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
− Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
− Выразительное чтение.
− Различные виды пересказа.
− Заучивание наизусть стихотворных текстов.
− Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому
или иному роду и жанру.
− Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
− Выявление языковых средств художественной образности и определение их
роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
− Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента.
− Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по
мотивам литературных произведений.
Тематическое планирование по литературе
10 КЛАСС
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Введение (2 часа)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
(свобода,
духовно-нравственные
искания
человека,
обращение к народу в поисках нравственного идеала,
«праведничество», борьба с социальной несправедливостью
угнетением человека).
Роль женщины в семье и
общественной жизни
Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм. Историко-культурные и
художественные предпосылки романтизма, своеобразие
романтизма
в
русской
литературе.
Национальное
самоопределение
русской
литературы.
Осмысление
взаимодействия характера и обстоятельств
Литература первой половины XIX века (15+2Рр)
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Формирование реализма как новой ступени познания и
художественного освоения мира и человека в литературе
первой половине XIX века.
А. С. Пушкин (7 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Гуманизм лирики Пушкина и ее
национально-историческое и общечеловеческое содержание.
Становление литературного языка
Романтическая лирика А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану»,
«Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с
поэтом»
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина.
«Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из
Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за
совершённый выбор
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и
тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»,
«Элегия», ..Вновь я посетил...»
Проблема человека и среды в поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник». Образ стихии
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный
всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения
М. Ю. Лермонтов (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного
мира поэта. Проза и поэзия М.Ю. Лермонтова
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Тема
Родины в творчестве поэта
Мотив одиночества в лирике Лермонтова. «Выхожу один я
на дорогу», «Молитва», «Как
часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон»
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «К***», «И
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
скучно и грустно», «Поцелуями прежде считал»
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
Изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет,
метафора, метонимия в стихах поэта
Н. В. Гоголь (2 часа+1Рр)
Жизнь и творчество (обзор). «Невский проспект». Образ
Петербурга. Главные персонажи повести
Соотношение мечты и действительности в повести Гоголя
Рр Контрольное сочинение по теме «Литература первой
половины XIX века
Литература второй половины XIX века (80 ч.)
Россия во второй половине XIX века. Основные тенденции
в развитии реалистической литературы
Аналитический характер русской прозы, её
социальная острота и философская глубина.
Проблемы судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны
смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
Идея нравственного самосовершенствования
Расцвет русского романа. Споры о путях улучшения мира:
революция или эволюция и духовное возрождение человека.
Историзм в познании закономерностей общественного
развития. Развитие психологизма. Демократизация русской
литературы. Становление литературного языка
А. Н. Островский (5часов+1Рр)
Жизнь и творчество (обзор). Традиции русской драматургии
в творчестве писателя
Драма «Гроза». История создания пьесы, система образов,
приемы раскрытия характеров героев
Стадии развития действия. Своеобразие конфликта. Смысл
названия и символика пьесы Островского «Гроза»
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких
нравов» «темного царства»
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная
проблематика пьесы. Драма «Гроза» в литературной критике
Рр Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
Ф. И. Тютчев (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы,
образы тютчевской лирики. Традиции и новаторство,
художественное своеобразие поэзии
Человек, природа и история в лирике Тютчева. «Не то, что
мните вы, природа»,
«Нам не дано предугадать...»,
«Silentium!»
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Выявление языковых
средств художественной образности и определение
их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведений
А. А. Фет (2 часа+1Рр)
Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие,
психологизм лирики Фета
«Вечные темы» в лирике Фета. Творческое чтение
стихотворений поэта
Рр Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
И. А. Гончаров (4 часа+2Рр)
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
35
36
37
38-39
40
41
42
43-44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Жизнь и творчество (обзор)
История создания и
особенности композиции романа
«Обломов»
Система образов романа. Обломов и Штольц. Ольга
Ильинская и Агафья Пшеницына
Тема любви в романе. Социальная и нравственная
проблематика романа
Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Своеобразие стиля Гончарова
Рр Контрольное сочинение по роману И.А. Гончарова
«Обломов»
И. С. Тургенев (7+1Рр)
Жизнь и творчество. И. С. Тургенев - создатель русского
романа. Творческая история романа «Отцы и дети»
Сюжет, композиция, система образов романа «Обломов».
Автор-повествователь в романе
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
Черты личности. Тип нигилиста в романе
«Отцы» и «дети» в романе Тургенева. Смысл названия
романа. «Вечные» темы в романе
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее
выражения
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев «Базаров»
Рр Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Н. С. Лесков (2 часа+1Вч)
Жизнь и творчество (обзор)
«Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
«Очарованный странник».
Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник».
Русский национальный характер в повести. Смысл названия
Вч. Н. С. Лесков "Однодум". Тема праведничества в рассказе
М. Е. Салтыков – Щедрин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Проблематика и поэтика сказок
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный вымысел и
фантастика в произведениях автора
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного
города». Собирательные образы градоначальников и
«глуповцев». Тема народа и власти в романе. Смысл финала
«Истории»
Н. А. Некрасов (5часов+1Рр)
Жизнь и творчество (обзор).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы,
идеи и образы
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с
народной поэзией
«Кому на Руси жить хорошо»: история создания, сюжет и
жанровое своеобразие поэмы. Определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта произведения
Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
народного заступника в поэме. Образ автора в произведении
Смысл названия поэмы. Народные представления о счастье.
Тема женской доли в поэме. Язык художественного
произведения
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
58
59
60
61
62
63-64
65
66
67
68-69
70
71
72
73
74
75
76
77-78
79-80
81-82
83
84
85
86
87-88
89
90-91
Рр Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
К. Хетагуров (2 час)
Отражение в национальных литературах общих и
специфических духовно-нравственных и социальных
проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
Сборник «Осетинская лира»: близость творчества
Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова
Произведения писателей – представителей народов России
как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных
народов,
населяющих
многонациональную
Россию.
Переводы произведений национальных писателей на
русский язык
Ф. М. Достоевский (7 часов+2 Рр)
Жизнь и творчество. Замысел романа «Преступление и
наказание». Особенности сюжета и композиции
Система образов романа
Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его
«двойники»
Приемы создания образа Петербурга в романе
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного
идеала автора
Смысл названия романа. Проблема нравственного выбора.
Психологизм прозы Достоевского
Рр Контрольное сочинение по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Л. Н. Толстой. (17 часов+2 Рр)
Жизнь и творчество
История создания романа-эпопеи «Война и мир».
Особенности жанра, композиции романа
Система образов в романе и нравственная концепция
Толстого. Лирические отступления в произведении
Духовно-нравственные искания князя Андрея Болконского
Духовно-нравственные искания Пьера Безухова
Образ Платона Каратаева
Изображение светского общества в романе
«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе
Семья Ростовых и семья Болконских в романе. Женские
образы
Тема войны в романе. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа
Картины партизанской войны. Образ Тихона Щербатого
Русский солдат в изображении Толстого. Проблема
национального характера
Кутузов и Наполеон в романе. Историзм произведения
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Психологизм
прозы Толстого
Рр Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого
«Война и мир»
А. П. Чехов(8 часов+2 Рр)
Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов.
«Человек в футляре». Тема и идея рассказа
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с
мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Палата №6»
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
92
93
94
95
96
97-98
99
100
101
102
103
104-105
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
Осознанное чтение рассказа
Особенности драматургии А. П. Чехова. «Вишневый сад»:
особенности сюжета и конфликта в пьесе
Символический смысл образа вишневого сада. Тема
прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
Авторская позиция в произведении
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Новаторство Чехова-драматурга.
Формирование
национального
театра.
Особенности
драматургии А. П. Чехова
Рр Контрольное сочинение по творчеству А. П. Чехова
Контрольная работа по теме
«Литература второй половины XIX века»
Постановка в литературе 19-20 века острых социальнонравственных проблем, протест писателей против унижения
человека, воспевание человечности, чистоты и искренности
человеческих отношений. Проблемы самопознания и
нравственного выбора в произведениях классиков
зарубежной литературы
Взаимодействие зарубежной и русской литературы,
отражение в них «вечных» проблем бытия. Жизнь и
творчество Ги де Мопассана (обзор). Сюжет и композиция
новеллы «Ожерелье»
Жизнь и творчество Г. Ибсена (обзор). Особенности
конфликта в драме «Кукольный дом»
Поэзия А. Рембо (обзор). Символические образы в
стихотворении «Пьяный корабль». Цветовые символы и их
роль в цикле «Цветы зла» Шарля Бодлера
Резервные часы
Тематическое планирование по литературе
11 класс
№ урока
1
2
3
Тема урока
Введение (2 часа)
Художественная литература как искусство слова. Традиции
и новаторство в русской литературе на рубеже ХIХ-XX в.
Историко-литературный процесс. Трагические события
эпохи и их отражение в русской литературе. Конфликт
человека и эпохи
Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои.
Государственное регулирование и творческая свобода в
литературе
советского
времени.
Художественная
объективность
и
тенденциозность
в
освещении
исторических событий. Сатира в литературе
Литература первой половины XX века (70 часов)
И. А. Бунин (4 часа)
Основные факты жизни и творчества (обзор).
Традиционные темы русской поэзии в лирических
стихотворениях автора
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
Количество
часов
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
«Вечные» темы в рассказах Бунина «Чистый понедельник»,
«Темные аллеи»
«Вечное» и «вещное» в рассказе Бунина «Господин из СанФранциско».
Подготовка докладов по творчеству И. А. Бунина
И.А. Куприн (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие сюжета повести
«Гранатовый браслет»
Утверждение любви как высшей ценности в повести
М. Горький (4 часа+1 Рр)
Основные факты жизни и творчества (обзор).
Романтизм ранних рассказов М. Горького. «Старуха
Изергиль»
«На дне» как социально-философская драма. Смысл
названия пьесы
Система образов пьесы. Проблема духовной разобщенности
людей.
Споры о человеке. Проблема счастья пьесе. Новаторство
Горького-драматурга
Рр Сочинение по творчеству М. Горького
Зарубежная литература I половины ХIХ века (2 часа)
Обзор зарубежной литературы I половины ХIХ века
Б. Шоу
Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие конфликта в пьесе
Б. Шоу «Пигмалион»
«Серебряный век» русской литературы (11 часов+2 Рр)
«Серебряный век» как своеобразный «русский» ренессанс.
Новые литературные направления и течения
Символизм. Истоки русского символизма. «Старшие
символисты» и «младосимволисты»
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы
поэзии В. Я. Брюсова
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы
поэзии К. Д. Бальмонта
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор). Тема родины в творчестве А.
Белого
Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор). Экзотическое, фантастическое
и прозаическое в поэзии Гумилева
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и
проблематика. Группы футуристов
И. Северянин
Жизнь
и
творчество
(обзор).
Оригинальность
словотворчества
в
стихотворениях
«Интродукция»,
«Эпилог»
В. В. Хлебников.
Жизнь и творчество (обзор). содержание и форма
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
стихотворений. Поэтические эксперименты поэта
Крестьянская поэзия. Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор). Тема родины в творчестве
Клюева
Контрольное сочинение по творчеству поэтов конца
ХIХ-начала XX в.
А. А. Блок (6+1 Рр)
Жизнь и творчество
Мотивы и образы ранней поэзии. Образ Прекрасной Дамы в
стихотворении «Незнакомка»
Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира»
в стихотворениях «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В
ресторане»
Тема исторического пути России в цикле «На поле
Куликовом». «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…».
«Скифы»
История создания поэмы «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее
герои, своеобразие композиции
Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме
Сочинение по творчеству А.А. Блока.
В. В. Маяковский (5 часов)
Основные факты жизни и творчества. Маяковский и
футуризм
Дух бунтарства в ранней лирике поэта. Тема поэта и поэзии
в стихотворениях «А вы могли бы», «Послушайте»
Поэт и революция. Любовная лирика В.В. Маяковского
Трагическое и комическое в творчестве В. Маяковского.
Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск в лирике поэта
Анализ текста поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах,
выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения
С. А. Есенин (4 часа)
Жизнь и творчество. Традиции А.С. Пушкина и А.В.
Кольцова в есенинской лирике.
Тема родины в поэзии Есенина. Народность стихотворений
поэта
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней
лирике поэта. Лирический герой А. Есенина
Подготовка рефератов по творчеству В.В. Маяковского и
С.А. Есенина
М. И. Цветаева (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы творчества
Цветаевой
Основные темы творчества Цветаевой
Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой
А. А. Ахматова (5 часов+2 Рр)
Основные факты жизни и творчества. Психологизм поэзии
Ахматовой
Тема любви в лирике Ахматовой. Роль детали
Тема родины в лирике Ахматовой
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
51
52
53-54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69-70
71
72
73
74
75
История создания и публикации поэмы «Реквием». Смысл
названия поэмы. Особенности жанра и композиции
Библейские мотивы и образы в поэме «Реквием»
1
Контрольное сочинение по творчеству М. Цветаевой и
А. Ахматовой
Б. Л. Пастернак (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Философская глубина лирики
Пастернака
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака
Доктор «Живаго» (обзор)
М.А. Булгаков (4 часа +1 Рр)
Жизнь и творчество
История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие
жанра и композиции
Система образов-персонажей. Художественные образы
романа
Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала
романа.
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
А. П. Платонов (2 часа)
Жизнь и творчество. Традиции Салтыкова - Щедрина в
прозе Платонова. Гипербола и аллегория в произведениях
писателя
«Котлован». Тема смерти в повести. «Непростые» простые
герои повести.
М. А. Шолохов (4 часа+2 Рр)
Основные факты жизни и творчества. Роман-эпопея «Тихий
Дон» (обзор)
История
создания
романа-эпопеи
«Тихий
Дон».
Определение принадлежности литературного текста к тому
или иному роду и жанру
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы
донского казачества
«Вечные темы» в романе. Смысл финала романа
Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
2
Э. Хемингуэй (Вч 2 часа)
Вч Жизнь и творчес7тво (обзор).
Проблематика повести «Старик и море»
Образ рыбака Сантьяго.
Роль художественной детали в повести
Литература второй половины XX века (20 часов)
Обзор русской литературы второй половины XX века.
Великая Отечественная война, ее художественное
осмысление в русской литературе. Новое понимание
русской истории
Обращение к народному сознанию в поисках нравственного
идеала в русской литературе. Развитие традиционных тем
русской лирики (темы любви, гражданского служения,
единства человека и природы)
А.Т. Твардовский (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88-89
90
91-92
93
94
95
96-102
Роль некрасовской традиции в лирике поэта
Тема памяти в лирике Твардовского. Выразительное чтение
стихотворений
В.Т. Шаламов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). История создания книги
«Колымские рассказы»
Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в
рассказах
«Шоковая терапия», «Последний замер»
А.И. Солженицын (3 часа)
Жизнь и творчество
Проблема русского национального характера в повести
«Один день Ивана Денисовича»
Человек в тоталитарном государстве. Архипелаг Гулаг
(фрагменты)
В. М. Шукшин (1 час)
«Деревенская» проза. Изображение народного характера и
картин народной жизни в рассказах
«Алеша
Бесконвойный», «Верую». Различные виды пересказа
В. В. Быков (1 час)
Нравственная проблематика рассказа «Сотников». Сюжет и
композиция произведения
В. Г. Распутин (1 час)
Тема памяти в и преемственности поколений в повести
«Прощание с Матерой»
Н. М. Рубцов
Своеобразие художественного мира Рубцова
Литература народов России (1 час)
Р. Гамзатов.
Жизнь и творчество (обзор).
Тема памяти в стихотворении «Журавли»
И. А. Бродский (1 час)
Тема одиночества в лирике Бродского. Звуковые символы
Б. Ш. Окуджава (2 часа)
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Заучивание
наизусть стихотворных текстов
А. В. Вампилов (1 час+2 Рр)
Проблематика, основной конфликт и система образов в
пьесе «Утиная охота»
Контрольное сочинение по русской литературе второй
половины XX века
Обзор литературы последнего 10-летия. Участие в
дискуссии
«Основные
тенденции
современного
литературного процесса», утверждение и доказательство
своей точки зрения с учетом мнения оппонента
Г. Яхина (1 час)
Роман «Зулейха открывает глаза» (обзор)
Ю. Егоров (1 час)
Основные темы лирики
Резервные уроки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
6
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный
пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением
эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с
учётом норм литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки
их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Технические средства обучения:
компьютер;
колонки;
проектор.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – русская поэзия 60-х годов
http://www.rol.ru – электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – электронные версии газеты «Литература»
(Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – мастерская «В помощь учителю. Литература»
Перечень учебно-методического обеспечения
Миронова, Н. А. Литература в таблицах: 5-11 кл.: справ. материалы/Н. А.
Миронова. – М.АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005;
Агапова И. А., Давыдова М. А. Тематические игры и праздники по литературе:
Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Долинина, Т. А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс:
метод. пособие / Т. А. Долинина; пособие для учащихся. – Екатеринбург: ИРО,
2010.
Самойлова Е. А. ЕГЭ 2014. Литература: тренировочные задания/Е. А.
Самойлова. – М.: Эксмо, 2013.
Зинин С. А. ЕГЭ 2014. Литература: экзаменационные тренировочные задания/С.
А. Зинин, В. А. Беляева, Л. Н. Гороховская и др. – М.: Эксмо, 2013.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11 класс. –
4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008;
Комплект портретов русских писателей.
Приложение
Контрольно-измерительные материалы по литературе
(10 класс)
Рр Контрольное сочинение по произведениям русской литературы первой
половины XIX века:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии.
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.
В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина?
Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии.
Образ города в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
Рр Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского.
2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по драме Н. А.
Островского "Гроза")
5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А.Н. Островского
«Гроза»).
6. Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза».
7. Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5 действия драмы А.Н.
Островского "Гроза").
1.
2.
3.
4.
5.
Рр Контрольное сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Что такое «обломовщина»?
Обломов — лицо сатирическое или трагическое?
Пшеницына и Ольга Ильинская.
Можно ли считать положительным героем Штольца?
Образы-символы в романе «Обломов».
1.
2.
3.
4.
Рр Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева.
Гармония природы и души в поэзии Тютчева.
Метафора как основной стилистический прием поэзии Фета.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Рр Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
1. Истинное и ложное в образе Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы
и дети»).
2. Базаров как «новый человек».
3. Приемы изображения внутренней жизни героев в романе «Отцы и дети».
4. Лики любви в романе «Отцы и дети».
5. «Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева.
6. Сила и слабость нигилизма (по роману «Отцы и дети»).
7. Роль эпизода «Смерть Базарова» в композиции романа «Отцы и дети».
1.
2.
3.
4.
Рр Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
Предназначение поэта в лирике Некрасова.
«Кнутом иссеченная муза» поэзии Некрасова.
Тема страданий народа в поэзии Некрасова.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Любовь в лирике Некрасова.
Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Художественная роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Образ родины в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Рр Контрольное сочинение по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Петербург как город-символ (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание»).
Мир обездоленных и униженных в романе «Преступление и наказание».
Образы «право имеющих» в романе «Преступление и наказание».
Диалектика характера Раскольникова.
Правда Раскольникова и правда Сони.
Тема смысла жизни в романе «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание» Достоевского как роман-предупреждение.
Рр Контрольное сочинение по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. Кто более симпатичен Толстому — Пьер или Андрей?
2. Любимые и нелюбимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
3. Вечные ценности в понимании героев Толстого.
4. Взлеты и падения любимых героев Толстого (по роману «Война и мир»).
5. Роль картин природы в романе «Война и мир».
6. «Отцы» и «дети» в романе «Война и мир».
7. Любимые женские образы Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
8. Жестокие лики войны (по роману «Война и мир»).
9. Трагические и героические страницы русской истории в романе «Война и мир».
10. Наполеон и Александр I как два типа военачальников (по роману «Война
и мир»).
11. Кутузов и народ в романе Толстого «Война и мир».
12. Изображение войны 1812 года в произведениях Лермонтова и Толстого.
13. Историзм мышления Толстого в романе «Война и мир».
14. «Дубина народной войны» в романе Толстого «Война и мир».
15. Величие, простота, добро и правда в образе Кутузова (по роману «Война
и мир»).
16. Образ автора в романе «Война и мир».
17. Особенности языка романа «Война и мир».
Сочинение по творчеству А. П. Чехова
«Не потерять в себе человека!» (по рассказам А. П. Чехова).
За что можно уважать людей (по рассказам А. П. Чехова)?
Ионыч и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
Новаторство Чехова-драматурга.
Чего заслуживает Раневская — осуждения или жалости (по пьесе «Вишневый
сад»)?
6. Путь России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад».
7. Образы-символы в пьесах Чехова.
8. Роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы «Вишневый сад».
9. Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»?
1.
2.
3.
4.
5.
Контрольная работа по теме
«Литература второй половины XIX века»
ВАРИАНТ 1
Часть 1
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н. А. Добролюбов
Б) Н. Г. Чернышевский
В) В. Г. Белинский
Г) Д. И. Писарев
А2. В финале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Дуня
Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А. П. Чехова
Б) Н. В. Гоголя
В) А. Н. Островского
Г) А. С. Грибоедова
А4. Кто из героев А. Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить
за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в
романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец,
убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни
одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит
его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется
около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот
– никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло,
честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в
толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А. Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф. М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас
почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с
улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная
ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже:
«Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными
волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На
ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых
плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить
мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал
от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке,
поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему
свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из
костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него
почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет
лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но
выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно,
если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в
организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни
он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны
шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в
тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь
тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим
контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2
В1.
Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о
судьбе героев после изображенных событий.
В2.
Назовите роман Ф. М. Достоевского, в котором он впервые поднимает тему
«маленького человека».
В3.
Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в
фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4.
Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь
предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное
впечатление?
В5.
Какому герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир» соответствует следующее
описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь,
плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были
круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6.
Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором
для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других
действующих лиц.
Часть 3
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер
выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и
оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой
на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и
взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных
средств в изображении героев и событий.
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А. Н. Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова
(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий
С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него:
раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения
и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль
художественных средств изображения.
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл,
художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы
прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой,
терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть
молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат
дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а
это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы
драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и
не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а
нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но
ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что
это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом
обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя
они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я
простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и
брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад;
лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
произведением,
А1. Первым художественным
принесшим славу Ф. М.
Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался
с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то
забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только
вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже
ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его
фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом,
которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильве, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо
на эшафоте каторгой?
А) А. Н. Радищев
Б) Ф. М. Достоевский
В) А. С. Грибоедов
Г) М. Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А. Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир»,
выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидание, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А. П. Чехова
«Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона
пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом
пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее,
чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом
служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек
лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми
глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в
чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на
полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во
всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы
всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я
смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они
смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать,
пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у
смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как
мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин Б) Девушкин В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»
назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2
В1.
Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2.
Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры
действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3.
Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4.
Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины»,
«Рыцарь на час».
В5.
Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н.
Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних
противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня
раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра;
она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей;
наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся
узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6.
Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого
уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные
психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер
выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и
оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой
на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и
взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных
средств в изображении героев и событий.
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И. С. Тургенева
«Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л. Н. Толстого
«Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий
С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него:
раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения
и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль
художественных средств изображения.
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл,
художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к.
Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а.
Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а.
Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола.
Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось,
говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида
Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал
тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я
пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх
долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой!
(Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем
уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если
бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай,
битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый
Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где
дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только
мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком
неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет
показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование
и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, Внимай их пенью – и молчи!..
Источники КиМов:
http://www.prosv.ru/metod/belyaeva10/index.htm (темы сочинений)
http://www.fipi.ru/ (контрольная работа по теме
«Литература второй половины XIX века»)
Контрольно-измерительные материалы по литературе
(11 класс)
Сочинение по творчеству И. А. Бунина
"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина
"Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого
радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души" (М.
Горький). (По творчеству И.А. Бунина.)
"Незабываемое" в цикле рассказов И. Бунина "Темные аллеи"
Мое восприятие поэзии И. А. Бунина
Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по
эмигрантскому творчеству И. Бунина)
Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы:
природа, любовь, смерть.
Русская деревня в изображении И. А. Бунина
Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа).
Что волнует меня в рассказах о любви И. А. Бунина?
Сочинение по творчеству М. Горького
Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького
Мое отношение к творчеству Горького
Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького
Ради чего стоит жить? (Размышления над ранним творчеством М. Горького.)
Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М. Горького?
Споры о человеке в пьесе М. Горького "На дне"
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»...
Сочинение по творчеству поэтов конца 19 - начала 20 века
Мой любимый поэт «серебряного века»
Мое открытие "серебряного века" русской поэзии
Сочинение по творчеству А. А. Блока
Тема Родины в творчестве А. Блока
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока "Двенадцать"?
Особенности композиции стихотворения А. Блока "Незнакомка"
Лирический герой поэзии А. Блока
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина
«Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (тема родины в
творчестве С. Есенина)
Лирический герой поэзии С. Есенина
Мой Есенин
Россия в творчестве С. А. Есенина
Тема Родины в поэзии С. Есенина.
Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Тема природы в поэзии С. А. Есенина
Что открыла мне лирика Сергея Есенина?
Эволюция поэтического мира С. А. Есенина
«Бесценных слов мот и транжир..." (Лирический герой ранней лирики В. В.
Маяковского.)
Как я отношусь к поэзии Маяковского
Размышляя над поэзий Маяковского…
Современна ли сатира В. В. Маяковского?
Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!" (Восприятие, истолкование,
оценка.)
Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского?
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой
"Великая земная любовь" в лирике Ахматовой
Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)
Роль деталей в стихах о любви Ахматовой
Своеобразие темы любви в лирике А. А. Ахматовой
Судьба России в поэзии Анны Ахматовой
Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой
Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой
Тема родины в поэзии Анны Ахматовой
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова
Тема творчества в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Книга правды, любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова
«Вечные темы» в творчестве Булгакова
Рассуждения над страницами повести "Собачье сердце"
Юмор и сатира в пьесах Булгакова
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Тема войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Поиски правды в прозе М. А. Шолохова (по роману "Тихий Дон")
Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Шолохова (по роману "Тихий
Дон")
Сочинение по русской литературе второй половины XX века
Тема войны в произведениях писателей второй половины XX века
Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века
Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе второй
половины 20 века
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
Основные мотивы поэзии А. Т. Твардовского
Нравственные проблемы в литературе последних десятилетий
Эволюция поэтического мира Б. Л. Пастернака
Поэтический мир А. А. Ахматовой и М.И. Цветаевой
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)