Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
п. Кедровое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
5-9 классы

2018
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
3. Календарно-тематическое планирование учебной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
5 класс
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
-мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни,;
-наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, семейных традиций;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-анализировать, сравнивать факты и явления;
-давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
2

-относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономики, юриспруденции,
В области ценностно-мотивационной:
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной
жизни;
-приверженность патриотизму и гражданственности;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
Уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения
социальных ролей,
-нравственной оценки социального поведения людей.
6 класс
В результате освоения курса обществознания 6 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
-мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в
развитии различных сторон жизни общества, наличие ценностных ориентиров, основанных на
идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работать по плану;
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интер3

нета;
-анализировать, сравнивать факты и явления;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку
зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
-относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: экономики,
юриспруденции,
В области ценностно-мотивационной:
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-приверженность патриотизму и гражданственности;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
Уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества.
4

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения
социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-нравственной оценки социального поведения людей;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
7 класс
В результате освоения курса обществознания 7 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
-мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в
развитии различных сторон жизни общества,;
-наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися
иных позиций;
-оценивать свои учебные достижения, поведение;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку
зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В области познавательной:
-относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: экономики,
5

юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения
социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной
гражданской позиции;
-нравственной оценки социального поведения людей;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
8 класс
В результате освоения курса обществознания 8 класса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
-мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в
6

развитии различных сторон жизни общества;
-наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися
иных позиций;
-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку
зрения.
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить
нужную социальную информацию в различных источниках; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям;
ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
7

поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности, толерантности; повышение уровня духовно-нравственной, политической и
правовой культуры подростков в процессе социализации,
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
9 класс
В результате освоения курса обществознания 9 класса учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
-мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в
развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
-наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании
равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
8

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися
иных позиций;
-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку
зрения.
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания
наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и
ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками
основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную
социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям,
процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности, толерантности; повышение уровня духовно-нравственной, политической и
правовой культуры подростков в процессе социализации, становление социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой
трудовой деятельности; трудовой
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
9

-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его
разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
10

общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности
и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия
– многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения
родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
11

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и
финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Календарно-тематическое планирование учебной деятельности 5 класс (35 ч.)
№
уро
ка
1

Вводный урок. Что изучает курс обществознания.

1

2

Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

1

3

Загадка человека. Черты сходства и различий человека и животного.

1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема урока

Человек и наследственность
Основные возрастные периоды жизни человека. Отрочество — особая пора
жизни. Особенности подросткового возраста.
Самостоятельность — показатель взрослости. Стартовая диагностическая работа.
Отношения между поколениями. Семья и семейные отношения.
Функции семьи.
Семейные ценности и традиции.
Семейное хозяйство. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.
Как хозяйствовать по правилам?
Свободное время
Практикум по теме «Семья»
Образование в жизни человека
Чему учит сегодня школа?
Образование и самообразование
Испокон веков книга растит человека. Писатели - уральцы
Одноклассники, сверстники, друзья
Труд — основа жизни
Богатство и бедность. Меценаты Урала.
Труд и творчество
Уральские мастера.
Проект «Творчество в науке и искусстве»
12

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наша Родина — Россия. Россия – многонациональное государство.
Моя Родина — Россия. Свердловская область.
Государственные символы России. Символы Екатеринбурга и Верхней Пышмы.
Гражданин России.
Я - гражданин России.
Мы — многонациональный народ
Многонациональная культура России.
Практикум по теме «Родина. Свердловская область»
Урок повторения по теме «Человек. Семья.»
Урок повторения по теме «Школа. Труд..»
Урок повторения по теме «Родина» Итоговая диагностическая работа.
Урок обобщения по курсу Обществознания.
Резерв времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование учебной деятельности 6 класс (35 ч.)
№
уро
ка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока
Человек в социальном измерении ( 12ч)
Что такое личность. Биологическое и социальное в человеке.
Индивид, индивидуальность, личность.
Сильная личность – какая она? Особые потребности людей с ограниченными
возможностями.
Познание мира и себя.
Что такое самосознание.
Человек и его деятельность. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Потребности и способности человека. Мир мыслей, чувств.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду.
Выбор жизненного пути. Уральские профессии.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении»
Межличностные отношения.
Виды межличностных отношений. Личные и деловые отношения.
Какие бывают группы. Кто может быть лидером. Человек в малой группе.
О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Лидерство.
Общение. Цели общения.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Как не проиграть в конфликте.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей»
Добро и зло. Кого называют добрым.
Человек славен добрыми делами. Добрые дела уральцев.
Что такое страх.
Будь смелым.
13

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что такое гуманизм.
Человек и человечность. Прояви внимание к старикам.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении».
Практикум.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении».
Проекты.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» Практикум.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» Итоговая
диагностическая работа.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни» Проекты.
Урок- конференция «Человек и общество»
Резерв времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование учебной деятельности 7 класс (35 ч.)
№
Тема урока
Кол-во
уро
часов
ка
1
Что значит жить по правилам. Социальные нормы как регуляторы поведения человека
1
в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы.
2
Что значит жить по правилам. Этикет.
1
3
Права и обязанности граждан.
1
Права
и
обязанности
граждан.
Учимся
пользоваться
своими
правами.
4
1
Почему важно соблюдать законы.
5
1
Почему
важно
соблюдать
законы.
Учимся
читать
и
уважать
закон.
Стартовая
6
1
диагностическая работа.
7
Защита Отечества. Уральцы – герои давно минувших дней.
1
8
Защита Отечества. Учимся быть мужественными
1
9
Для чего нужна дисциплина
1
10 Дисциплина, воля, самовоспитание. Учимся быть дисциплинированными.
1
11 Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
1
12 Виновен – отвечай. Учимся уважать закон.
1
13 Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма.
1
14 Кто стоит на страже закона. Учимся защищать свои права. Практикум.
1
15 Обобщающий урок по главе: «Регулирование поведения людей в обществе».
1
16 Экономика. Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство.
1
17 Экономика и её основные участники. Учимся принимать рациональные решения.
1
18 Мастерство работника. Екатеринбург – город промышленности.
1
19 Заработная плата. Производительность труда. Факторы производства.
1
20 Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
1
Разделение труда и специализация. Градообразующие предприятия города
Екатеринбурга.
21 Производство: затраты, выручка , прибыль. Типы экономических систем.
1
22 Бизнес. Виды бизнеса.
1
23 Формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес.
1
14

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Собственность. Торговля и ее формы. Распределение. Обмен. Потребление.
Реклама. Учимся быть думающим покупателем. Защита от финансовых махинаций.
Деньги. Как изменялись деньги.
Деньги, их функции. Инфляция, ее последствия.
Экономика семьи.
Экономика семьи. Практикум.
Обобщающий урок по главе: «Человек в экономических отношениях».
Человек и природа. (3ч)
Воздействие человека на природу.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Экологический кризис и пути его
разрешения.
Закон на страже природы. Учимся беречь природу. Экология Урала. Практикум.
Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа.
Резерв времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование учебной деятельности 8 класс (35 ч.)
№
Тема урока
Кол-во
уро
часов
ка
1 Быть личностью
1
2 Общество как форма жизнедеятельности людей . Взаимосвязь общества и природы.
1
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Усиление взаимосвязей стран и народов.
3 Развитие общества. Общественный прогресс. Типы обществ.
1
4 Повторительно-обобщающий урок. Стартовая диагностическая работа.
1
5 Сфера духовной жизни. Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как
1
элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности
6 Мораль, ее основные принципы.
1
7 Долг и совесть. Нравственность. Золотое правило нравственности. Моральные нормы и
1
нравственный выбор.
8 Моральная ответственность. Роль морали в жизни человека и общества.
1
9 Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования 1
в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование.
10 Наука в современном обществе. Наука в жизни современного общества.
1
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
11 Религия как одна из форм культуры. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
1
религии в жизни общества. Свобода совести.
12 Повторительно-обобщающий урок
1
13 Экономика и её роль в жизни общества
1
14 Главные вопросы экономики
1
15 Собственность
1
16 Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
1
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
17 Производство – основа экономики
1
15

18 Предпринимательская деятельность
19 Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Налоги:
система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан
20 Распределение доходов. Государственный бюджет.
21 Потребление. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
22 Инфляция и семейная экономика. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов
семьи.
23 Безработица, её причины и последствия. Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
24 Мировое хозяйство и международная торговля
25 Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг.
26 Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение.
27 Социальная структура общества. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Уважение социального многообразия. Социальные общности и группы. Социальная
мобильность.
28 Социальные статусы и роли. Социализация личности. Основные социальные роли в
подростковом возрасте.
29 Нации и межнациональные отношения. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства.
30 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
31 Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»
32 Итоговая диагностическая работа.
33 Повторение по курсу
34 Обобщение по курсу
Резерв времени

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование учебной деятельности 9 класс (34 ч.)
№
уро
ка
1
2

3
4
5

Тема урока
Государство, его существенные признаки. Государственный суверенитет.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства
Формы государства. Гражданство. Формы государственно-территориального
устройства. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности..
Правовое государство и гражданское общество. Разделение властей. Условия
становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ. Стартовая диагностическая работа.
16

Кол-во
часов
1
1

1
1
1

Участие граждан в политической жизни.
Выборы. Референдум. Опасность
политического экстремизма. Политика и власть.
Роль политики в жизни общества. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движение, их роль в общественной жизни.
Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Урок повторения по теме: »Политика и социальное управление.»
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия. Система российского законодательства.

1

11

Источники права. Норма права. Нормативно – правовой акт. Система законодательства.

1

12

Понятие правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

1

13

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

14

Ролевая игра «Юридическая консультация граждан по вопросам правонарушений и
ответственности за них.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Правоохранительные органы Свердловской области. . Судебная система Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Игра «Судебное заседание»
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства.

1

18

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

19

Федеративное устройство России. Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан. Свердловская область как субъект Федерации. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина.
Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав
человека и гражданина в РФ. Закон о правах ребёнка в Свердловской области.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско –
правовых договоров. Права потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Центр занятости в
Свердловской области.

1

6

7
8
9
10

15
16

17

20
21
22

23
24

17

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1

1
1

25

26
27

28
29
30
31
32
33

Семейные правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности
родителей и детей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей.
Административные правоотношения, правонарушения. Особенности административноправовых отношений. Виды административного наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.

1

Социальные права. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование в сфере
образования.
Международное гуманитарное право. Международно – правовая защита жертв
вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Повторение по теме «Право»
Обобщение знаний по курсу «Обществознание». Итоговая диагностическая работа.

1

Обобщение знаний по курсу «Обществознание».
Резерв времени

1
1

18

1
1

1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».