Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
10-11 класс
Составитель: Кочергина Анна Александровна,
учитель русского языка, 1КК
п. Кедровое
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
Российской Федерации от 09.03.2004 г., №1312 и изменений федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденного приказами Министерство образования Российской
Федерации от 09.03.2004 г. , №131 от 20. 08. 2008 г.; от 30. 06. 2011 г. № 1994;
Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н. Г. Гольцова, И. В.
Шамшин, М. А. Мищерина) / Н. Г. Гольцова, 2010 г.
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов создана на
основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования и Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.
Рабочая программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в 10 - 11 классах направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих
реализацию
личностно
ориентированного,
когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального
своеобразия
русского
языка;
овладение
культурой
межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на
предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс
ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся
старшей школы. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного
подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с
формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами
образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа
обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в
образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к
совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях
общения.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на два года обучения (10-11 классы) и предполагает
обучение курса из расчета один час в неделю в каждом классе: в 10 классе 35 часов, в 11
классе 34 часа.
Основное содержание программы
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов
различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают
развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение,
синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки
выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных
умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена
также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и
его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному
учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 №
2643.
Учебно-методическое обеспечение
1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. –
М.: Русское слово, 2010.
2. Гольцова, Н, Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова,
М. А. Ми- щерина. – М.: Русское слово, 2009.
3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный
уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А.
Мищерина. – М.: Русское слово, 2009.
4. Гольцова, Н. Г., Шамшин И.В. Русский язык.: 10-11 классы / М.: Русское слово,
2006.
5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В.
Шамшин. – М.; Русское слово, 2008.
6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н.
Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2009.
7. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В.
Леденева ; под ред. П. А. Леканта. – М.: Русское слово, 2008.
8. Граудина, Л. К. Риторика и стилистика : учебное пособие для 10-11 классов
общеобразо- ват. Учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н.
Соловьева. – М.: Русское слово, 2007.
9. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т.
В. Потемкина, С. В. Сабурова. – М.: Русское слово, 2006.
10. Учебно-методический комплект дополняет л и т е р а т ур а , используемая при
реализации данной программы:
11. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А.
Б. Малюшкин. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
12. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А.
Войлова. – М. : Дрофа, 2008.
13. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания :
пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М.: Дрофа,
2008.
14. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников /
А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. – СПб.: САГА: Азбука-классика,
2008.
15. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к
Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. –
СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
Материально-техническое обеспечение
1. Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку
2. Компьютер
3. Проектор
Тематическое планирование
Русский язык
10 класс (35 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Слово о русском языке. Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Лексика. Слово и его значение. Сферы и ситуации речевого
общения. Развитие навыков монологической и диалогической
речи.
Изобразительно-выразительные средства языка. Литературный
язык и язык художественной литературы
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы Словари русского
языка и лингвистические справочники; их использование.
Происхождение лексики.
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную
сферу употребления. Лингвистический анализ текстов
Фразеология. Лексикография. Взаимосвязь языка и культуры.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Контрольная работа по теме «Лексика».
Звуки и буквы
Орфоэпия. Соблюдение норм речевого поведения в различных
сферах общения.
Состав слова
Словообразование. Формообразование
Принципы
русской
орфографии.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Употребление гласных после шипящих и ц. Буквы э, е, ё и
сочетание йо.
Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных
согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила
переноса.
Контрольная работа по теме «Словообразование»
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных
окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание
сложных имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний
имен прилагательных.
Приложение
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание
имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Правописание причастий.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание
союзов.
Частицы как служебная часть речи. Правописание частицы не и
ни. Их значение и употребление.
Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями
речи.
Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные
слова.
Контрольная работа по теме «Морфология. Орфография».
Тематическое планирование
Русский язык
11 класс (34 часа)
Тема урока
Русский язык в современном мире.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Интонационные и грамматически признаки предложения.
Синонимия в системе русского языка.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Совершенствование пунктуационных умений и навыков.
Простые предложения, осложнённые однородными членами.
Совершенствование пунктуационных умений и навыков.
Обособленные члены предложения.
Совершенствование пунктуационных умений и навыков.
Сложные предложения. Нормативное построение сложных
предложений.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Способы передачи чужой речи.
Монологическая и диалогическая речь.
Текст. Тексты разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности. Совершенствование умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
15
Информационная переработка текстов.
Сокращение текста. План. Тезисы.
16
Лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей языка.
17
Культура учебно-научного и делового общения (устная и
письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов,
рецензии. Нормы литературного языка.
Развитие речи
18
Составление деловых документов различных жанров
(расписки, автобиографии, доверенности, резюме).
19
Культура разговорной речи.
Культура публичной речи.
20
Учебно-научный,
деловой,
публицистический
стили,
разговорная речь, язык художественной литературы. Их
особенности.
21
Сферы и ситуации речевого общения.
Практикум по соблюдению норм речевого этикета в различных
ситуациях и сферах общения.
22
Компоненты
речевой
ситуации.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
публицистического стиля.
23
Развитие речи
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой
дискуссии.
24
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
25
Развитие речи.
Сочинение на основе анализа текста публицистического стиля.
26
Язык художественной литературы.
27
Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса. Практикум по выявлению стилистических
фигур и их стилистической роли.
28
Лингвистические справочники; их использование.
Словари.
29
Контрольная работа по теме
«Лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей».
30
Развитие речи.
Сочинение на основе анализа текста художественного стиля.
31
Нормативные словари современного русского языка и
справочники. Использование нормативных словарей русского
языка.
32
Соблюдение норм речевого поведения в речевой практике.
33
Из истории русского языкознания.
Выдающиеся ученые – русисты.
34
Повторение.
Оценивание письменных текстов.
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)