Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«Окружающий мир»
Рабочая программа
начальное общее образование
(1-4 классы)
Составитель: Симогук Елена Владимировна,
учитель начальных классов, 1КК
п. Кедровое
2016 г.
Окружающий мир
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической
и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Содержание
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого
кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными
особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Тематическое планирование
1 класс
(66 час.)
№ п/п
Тема урока
1
Вводный урок. Учимся задавать вопросы.
Что и кто? (20 ч.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная
символика России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию.
Москва - столица России. Достопримечательности Москвы.
Родной
город
(населенный
пункт)
основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и
пр. Проект «Моя малая Родина».
Неживая и живая природа. Звезды и планеты.
Неживая и живая природа. Что у нас под ногами? Признаки
предметов (цвет, форма, сравнительные размеры).
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Комнатные растения. Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода).
Что растёт на клумбе? Дикорастущие и культурные растения.
Лиственные деревья, кустарники.
Хвойные деревья, кустарники.
Насекомые, их отличия.
Рыбы, их отличия.
Птицы, их отличия.
Звери (млекопитающие), их отличия.
Что окружает нас дома? Группы предметов домашней обстановки.
Что умеет компьютер? Средство массовой информации Интернет.
Правила безопасного поведения дома.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли.
Проверка знаний по «Что и кто?»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Семья – самое близкое окружение человека. Имена и фамилии
членов семьи. Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Основные
правила обращения с водой. Охрана природных богатств: воды.
Откуда в наш дом приходит электричество? Основные правила
обращения с электричеством.
Как путешествует письмо? Профессии людей.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Сравнение реки и моря.
Вода. Состояния воды (снег, лёд), ее распространение в природе.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений. Дикорастущие и культурные
растения.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Особенности питания разных животных (хищные,
растительноядные, всеядные)
Условия, необходимые для жизни птиц зимой.
Откуда берётся и куда девается мусор? Посильное участие в
охране природы.
Откуда в снежках грязь? Охрана природных богатств: воды.
Проверка знаний по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья».
Где и когда? (11 ч.)
Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Проект «Мой класс и моя школа».
1
Прошлое, настоящее, будущее. Дни недели.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена
времён года в родном крае на основе наблюдений.
Общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли. Где живут белые медведи?
Общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли. Где живут слоны?
Условия, необходимые для жизни птиц. Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда? Значение труда в жизни человека и
общества.
История изобретения велосипеда. Первая помощь при лёгких
травмах. Правила безопасного поведения на дорогах.
Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда. Особенности труда людей родного края,
их профессии.
Проверка знаний по разделу «Где и когда?» Презентация проекта
«Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (22 ч.)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на земле. Смена дня и ночи на
Земле.
Луна – спутник Земли.
Явления природы: ветер, дождь.
Почему звенит звонок? Как беречь уши.
Явление природы: радуга.
1
1
Домашние животные. Бережное отношение человека к домашним
животным.
Проект «Мои домашние питомцы»
Насекомые, растения родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Правила поведения в природе.
Птицы родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений. Правила поведения в лесу.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
дня. Сон.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Витамины, фрукты
и овощи. Ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей.
Правила личной гигиены. Личная гигиена
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Избирательность при пользовании средствами
массовой информации в целях сохранения духовно –
нравственного здоровья.
Транспорт города или села. Наземный транспорт. Виды
автомобильного транспорта.
Наземный транспорт. Виды железнодорожного транспорта.
Общественный транспорт.
Водный транспорт. Виды морского транспорта.
Воздушный транспорт. Виды воздушного транспорта.
Правила пользования автомобильным транспортом. Правила
безопасного поведения на дорогах.
Правила пользования морским и воздушным транспортом.
Освоение космоса человеком.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира - это наука
экология.
Проверка знаний по разделу «Почему и зачем?» Презентация
проекта «Мои домашние питомцы».
2 класс
(68 час.)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Где мы живём? (4 ч.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно –
смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России. Правила поведения при
прослушивании гимна.
Город
и
село.
Проект
«Родной
город
(село)».
Достопримечательности. Профессии. Народы, их обычаи, быт.
Важные сведения из истории родного края, региона, области,
республики.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Проверка знаний по разделу «Где мы живём»
Природа (20 ч.)
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказания
погоды и его значение в жизни людей.
Время года - осень (экскурсия). Смена времён года. Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Время года – осень. Явления природы: листопад, перелеты птиц.
Народный
календарь
(приметы,
поговорки,
пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Звезды и планеты. Смена времён суток.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные
ископаемые родного края.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды.
Растения, их разнообразие
Животные, их разнообразие.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян
растений.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Природные сообщества родного края на основе наблюдений.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным.
Комнатные растения. Бережное отношение человека к растениям.
Животные живого уголка. Бережное отношение человека к
животным.
Про кошек и собак. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища).
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Красная книга России, её значение. Влияние человека на природные
сообщества.
Отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Проект «Красная книга, или
Возьмём под защиту!»
Проверка знаний по разделу «Природа»
Жизнь города и села (10 ч.)
Что такое экономика?
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего что
сделано?
Как построить дом. Особенности труда и быта людей своей
местности.
Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Какой бывает
транспорт.
Культура и образование. Духовно-нравственные и культурные
ценности – основа жизнеспособности общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России и мира. Профессии людей. Проект «Профессии»
Время года: зима (экскурсия).
Время года: зима. Явления природы: снегопад.
Наблюдения за погодой своего края. Предсказания погоды и его
значение в жизни людей.
Проверка знаний по разделу «Жизнь города и села»
Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или
Возьмём под защиту», «Профессии»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Общее представление о строении тела человека.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на дорогах.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Школа пешехода. Правила безопасного поведения на дорогах.
Домашние опасности. Основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Пожар! Правила пожарной безопасности. Номера телефонов
экстренной помощи.
На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в природе и на
водоёме в разное время года
Опасные незнакомцы. Правила безопасного поведения с
незнакомыми людьми.
Проверка знаний по разделу «Здоровье и безопасность»
Общение (7 ч.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Семейные традиции.
1
45
Проект «Родословная». Составление схемы родословного древа,
истории семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной
культуре народов России.
Правила поведения младшего школьника в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения. Составление режима дня.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Внимание к сверстникам, одноклассникам,
плохо владеющим русским языком, помощь в ориентации в
учебной среде и окружающей обстановке.
Культура поведения в школе и других общественных местах.
Проверка знаний по разделу «Общение»
Путешествия (18 ч.)
Посмотрите вокруг. Горизонт и линия горизонта.
Ориентирование на местности. Компас.
Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком.
Время года - весна (экскурсия)
Время года – весна. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Россия на карте, государственная граница России.
Проект «Города России». Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой театр. Характеристика
отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля)
Святыни Москвы – святыни России. Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте.
Санкт-Петербург.
Достопримечательности:
Зимний
дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте.
Путешествие по материкам. Страны и народы мира. Общее
представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Проект «Страны мира». Знакомство с 3–4 (несколькими) странами
(с контрастными особенностями): название, расположение на
политической карте, столица, главные достопримечательности.
Время года – лето. Явлений природы: рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Проверка знаний по разделу «Путешествия»
Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны
мира».
3 класс
(68 час.)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Как устроен мир (6 ч.)
Живая и неживая природа. Разнообразие природы. Зависимость
жизни человека от природы.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура
общества и каждого его члена
Проект «Богатства, отданные людям». О людях с богатым
внутренним миром, благородно служащих своей стране.
Взаимоотношение человека с другими людьми.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций
и религиозных воззрений разных народов.
Что такое экология. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу.
Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки.
Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Эта удивительная природа (18 ч.)
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие
практические работы с веществами. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Охрана воздуха.
Простейшие практические работы с газами.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Вода. Свойства воды. Простейшие практические работы с
жидкостями. Состояния воды, ее распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Берегите воду! Охрана природных богатств: воды.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Разнообразие растений.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Роль растений в природе и жизни людей.
Размножение и развитие растений. Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.
Охрана растений. Бережное отношение человека к растениям.
Правила поведения в природе.
Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Цепи питания.
Проект «Разнообразие природы родного края». Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов природы посредством практической
деятельности.
Размножение и развитие животных (насекомые, птицы, рыбы,
звери).
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Красная книга России.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.
Мы и наше здоровье (10 ч.)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов.
Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена
системы органов.
Орган осязания, роль в жизнедеятельности организма. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Опорно-двигательная система органов. Гигиена систем органов.
Пищеварительная система органов. Как правильно питаться.
Проект «Школа кулинаров»
Дыхательная и кровеносная системы органов. Гигиена систем
органов.
Умей предупреждать болезни. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Закаливание.
Здоровый образ жизни. Личная ответственность за состояние
своего физического и нравственного здоровья. Забота о детях,
престарелых, больных людях – долг каждого человека.
Проверка знаний за первое полугодие.
Презентация
проектов
«Богатства,
отданные
людям»,
Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
Наша безопасность (7 ч.)
Огонь, вода и газ. Правила пожарной безопасности, основные
правила обращения с газом, электричеством, водой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Правила безопасного поведения на дорогах пешехода,
велосипедиста, пассажира.
Дорожные
знаки:
предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие.
Проект «Кто нас защищает». День защитника Отечества, День
Победы - дни чествования нашей армии. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Опасные места для жизни человека. Личная ответственность
каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Природа и наша безопасность. Правила безопасного поведения в
природе.
Экологическая безопасность. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности)
Чему учит экономика (12 ч.)
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей - основа экономики.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Культурные растения. Растениеводство - отрасль сельского
хозяйства.
Домашние животные. Животноводство - отрасль сельского
хозяйства.
Промышленность – часть экономики. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги.
Государственный бюджет: доходы и расходы.
Семейный бюджет. Хозяйство семьи.
Хозяйство семьи.
Трудолюбие как общественно значимая ценность.
Экономика и экология. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу.
Экономика и экология. Проверка знаний по разделу «Чему учит
экономика»
Путешествия по городам и странам (15 ч.)
Золотое кольцо России
Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов
России.
Золотое кольцо России. Святыни городов России
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи. Страны и народы мира. Общее
представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Культура общения с представителями разных национальностей,
социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи.
На севере Европы. Знакомство с несколькими странами: название,
расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Что такое Бенилюкс: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
В центре Европы: название, расположение на политической карте,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
62
63
64
65
66
67
68
столица, главные достопримечательности.
По Франции и Великобритании (Франция)
По Франции и Великобритании (Великобритания)
На юге Европы: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности.
По знаменитым местам мира. Уважительное отношение к своему
и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проверка знаний за второе полугодие
Презентация проектов "Кто нас защищает", "Экономика родного
края", "Музей путешествий"
Презентация проектов "Кто нас защищает", "Экономика родного
края", "Музей путешествий"
4 класс
(68 час.)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
Земля и человечество (9 ч.)
Звезды и планеты. Солнце – звезда. Земля – планета. Астрономия.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Планеты Солнечной системы.
Звёзды и созвездия.
Географическая карта и план. География.
История. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды.
Счет лет в истории.
Экология. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Охрана памятников истории и культуры, объектов природы.
Культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего
края.
Международная Красная книга. Проверка знаний по разделу.
Природа России (11 ч.)
Формы земной поверхности: равнины, горы России.
Водоемы, их разнообразие. Моря, озера и реки России.
Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны.
Зона арктических пустынь. Климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу и
охрана природы.
Тундра. Климат, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу и охрана природы
Зона лесов. Климат, растительный и животный мир.
Зона лесов. Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека. Правила безопасного поведения в лесу.
Зона степей. Климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу и охрана
природы.
Пустыни. Климат, растительный и животный мир, особенности
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
труда и быта людей, влияние человека на природу и охрана
природы.
У Черного моря. Климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу и
охрана природы.
Проверка знаний по разделу «Природа России».
Родной край - часть большой страны (13 ч.)
Родной край – частица России. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги нашего
края. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений)
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва родного края, ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения леса родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Растения леса родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. (экскурсия)
Растения луга родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Растения и животные пресных водоёмов. Лес, луг, водоём –
единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, почва,
растения, животные)
Растениеводство в нашем крае
Животноводство в нашем крае.
Проверка знаний по разделу «Родной край – часть большой страны»
Презентация проектов (по выбору)
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны».
Страницы всемирной истории (5 ч.)
Начало истории человечества.
Древний Египет и Древний Рим.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня
Страницы истории России (21 ч.)
История Отечества. Жизнь древних славян.
Древняя Русь.
Страна городов. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Охрана памятников
истории и культуры.
Трудные времена на Русской земле. Выдающиеся защитники.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий. Московское государство.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Мастера печатных дел. Охрана памятников истории и культуры.
Патриоты России: Минин и Пожарский. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Петр Великий. Российская империя.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века. Отмена крепостного права.
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920–1930-х годов. СССР.
Великая Отечественная война и Великая Победа
1
1
Великая Отечественная война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Проверка знаний по разделу «Страницы истории России»
Современная Россия (9 ч.)
Конституция – Основной закон Российской Федерации. День
Конституции. Права ребенка и права человека. День защиты детей.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Президент
Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно – нравственное благополучие
граждан. День России.
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России. День
народного единства.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День весны и труда, 8
Марта. Праздники и памятные даты своего региона.
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию,
их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Путешествие по городам России.
Проверка знаний по разделу «Современная Россия»
Презентация проектов (по выбору). Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия
своего края.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)