Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«Родной (русский) язык»
Рабочая программа
основное общее образование
(5-9 классы)
Составитель: Кочергина Анна Александровна,
учитель русского языка
и литературы, 1КК
п. Кедровое
2018 г.
РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу программы по учебному предмету
«Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык»;
Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ «Средняя школа №24».
Программа разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Русский родной язык»,
входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса,
определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются
его
основные
содержательные
линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
содержание учебного предмета «Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам
обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и
развития, обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной
язык».
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского
родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях
и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах.
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, и рассчитана в 2018-2019 учебном году на
общую учебную нагрузку в объеме 85 часов.(5 класс -17 часов, 6 класс -17
часов, 8 класс-17 часов, 8 класс -17часов, 9 класс – 17 часов)
Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры.
Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения
к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту
человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения
мысли,
обеспечивает
межличностное
и
социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего
на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически
мыслить,
успешность
в
овладении
способами
интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои
мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение к внутреннему системному
устройству языка, оно направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной (русский) язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки
программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русского языка.
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание,
изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и
мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – Второй блок – «Культура речи» –
ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни,
повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое
овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования норм русского литературного языка для создания правильной
речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной
форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи,
развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные
намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Требования к результатам освоения программы основного общего
образования по русскому языку
Личностные результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего
народа;
формирование причастности к свершения традициям своего народа;
осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные
результаты
расширяют
сферу
практического
применения сведений и навыков, сопутствующих изучению родного
русского языка. Они включают
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение
разными
видами
аудирования
(выборочным,
ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях);
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения
их
содержания,
стилистических
особенностей
и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения; - способность участвовать в речевом общении,
соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной
(русский) язык» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа;
осознание роли русского родного языка в жизни общества и
государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни 8 человека; осознание
языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы
разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим
оценочнохарактеризующим значением;
осознание
национального
своеобразия
общеязыковых
и
художественных метафор, народных и поэтических слов- символов,
обладающих традиционной метафорической образностью;
распознавание, характеристика. понимание и истолкование значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
комментирование истории происхождения таких фразеологических
оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное
употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в
современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика
исконно русская и заимствованная;
понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных
слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние);
распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского
языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском
языке;
распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
определение значения лексических заимствований последних
десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом
слов;
определение значения устаревших слов с национально-культурным
компонентом;
определение значения современных неологизмов, характеристика
неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами;
осознание диалектов как части народной культуры;
понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений;
общее представление об активных процессах в современном русском
языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной
специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом
других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения
его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,
словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических
фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов
и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений);
овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых
норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: осознание
важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужой и собственной речи;
корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами
литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию; формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры
использования русского языка, способности оценивать свои языковые
умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка: произношение имен
существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких
форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚
наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после
ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на
-ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];
произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных;
глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными
предлогами‚ в заимствованных словах; осознание смыслоразличительной
роли ударения на примере омографов;
различение
произносительных различий в русском
языке,
обусловленных темпом речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;
употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости; употребление
терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи;
опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение
стилистических
вариантов
лексической
нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
стилистических вариантов лексической нормы; употребление синонимов,
антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической
нормы;
различение типичных речевых ошибок; редактирование текста с целью
исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен
существительных; сложных существительных; имён собственных
(географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;
употребление заимствованных несклоняемых имён существительных;
склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий
географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм
имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение
местоимений‚ порядковых и количественных числительных;
употребление отдельных форм имен существительных в соответствии
с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности –
неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа
имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени;
формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚
форм глаголов в повелительном наклонении;
употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚
в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей
речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе
количественно-именное сочетание;
согласование
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
существительным со значением лица женского рода; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и
существительным; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными;
построение словосочетаний по типу согласования; управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚
с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением;
построение простых предложений с причастными и деепричастными
оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных
видов; определение типичных грамматических ошибок в речи; различение
вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского
рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа 11 с
окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и
разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий; различение
вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных
предложений;
правильное
употребление
имён
существительных,
прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
правильное
употребление
синонимических
грамматических
конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к
незнакомому человеку; употребление формы «он»; соблюдение этикетных
форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в
основе национального речевого этикета; соблюдение русской этикетной
вербальной и невербальной манеры общения; использование в общении
этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой
агрессии; использование при общении в электронной среде этики и
русского речевого этикета; соблюдение норм русского этикетного речевого
поведения в ситуациях делового общения; понимание активных процессов в
русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); соблюдение
основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки (в рамках изученного в основном курсе); использование толковых, в
том числе мультимедийных, словарей для определения лексического
значения слова, особенностей употребления; использование орфоэпических,
в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения
нормативного
произношения
слова;
вариантов
произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚
паронимов, а также в процессе редактирования текста; использование
грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и
предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста; использование орфографических словарей и
справочников по пунктуации для определения нормативного написания
слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
.совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚
ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи,
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи; владение различными видами
чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного
и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
между выявленными фактами; умение соотносить части прочитанного и
прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения,
логические связи между абзацами и частями текста и определять средства
их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план
текста; проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с
точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;
основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные
/
дедуктивно-индуктивные,
стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением,
списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и
средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации; владение правилами информационной
безопасности при общении в социальных сетях; уместное использование
коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение диалога и др. участие в беседе,
споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии; владение умениями
учебно-делового
общения:
убеждения
собеседника;
побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения
сущности объекта; оценки; создание устных и письменных текстов
описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание,
пояснение; создание устных и письменных текстов аргументативного типа
(рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных
способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной
аргументации в учебно-научном общении создание текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в
письменной форме и представление его в устной форме; чтение,
комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз,
слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных
объявлений); чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);
определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных
позиций; создание объявлений (в 13 устной и письменной форме); деловых
писем; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных
неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность. Ученик получит возможность научиться:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД: Ученик научится:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему).
Ученик получит возможность научиться:
– пользоваться словарями, справочниками;
– устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– строить рассуждения по плану.
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой
ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть средствами художественной изобразительности, правильно
употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, причастия,
деепричастия, наречия в речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты: Ученик научится:
- употреблять слова в соответствии с современными орфоэпическими,
лексическими, грамматическими нормами;
- употреблять языковые средства в зависимости от условий и цели
высказывания, использовать стилистические возможности лексики,
общеупотребительную
лексику,
диалектизмы,
профессионализмы,
заимствованные слова;
- работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
- понимать роль устаревших слов, диалектных, заимствованных слов,
старославянизмов, неологизмов в развитии русского языка;
понимать
роль
грамматической
формы
существительного,
прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, наречия; - выразительно
читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
- выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в
соответствии с условиями и поставленной целью.
Ученик получит возможность научиться:
- подготовить сообщение, доклад, презентацию, проект на выбранную тему;
- свободно владеть монологической и диалогической речью ;
- свободно владеть письменной речью в объеме курса русского языка и
литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русскому языку, к русской литературе, к культурам других народов;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.).
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
Тема урока
Язык как зеркало национальной культуры
Краткая история русской письменности
Слово как хранилище материальной и духовной культуры
народа
5
Общеизвестные
старинные
русские
города.
Происхождение их названий
6
Русские имена
7-8 Основные нормы современного литературного языка.
Нормы ударения в именах существительных и именах
прилагательных
9
История этикетной формулы обращения в русском языке
10-11 Текст и его признаки, средства связей предложений в
тексте
12
Композиционные формы описания, повествования,
рассуждения
13
Повествование как тип речи. Средства связи предложений
и частей текста
14
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Язык
художественной литературы
15
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и
письменное)
16
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста
17
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз,
слоган
1
2
3-4
Кол-во
часов
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
Тема урока
1
Русский язык – национальный язык русского народа.
Краткая история русского литературного языка. Приметы
старославянизмов в современном русском языке
Создание славянского алфавита. Реформы русского
алфавита
Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы как
носители информации о быте и верованиях русского
человека
Пополнение словарного состава русского языка новой
лексикой. Современные неологизмы и их группы по
сфере употребления и стилистической окраске
Национальнокультурная специфика русской фразеологии.
Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во
фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Синонимы и точность речи.
Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления антонимов
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления лексических
омонимов
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка
Речевой этикет. Принципы этикетного общения
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность,
логичность, выразительность, чистота и богатство речи
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое
единство текста. Типы текстов
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение
Публицистический стиль. Устное выступление. Язык
художественной литературы. Описание внешности
человека.
2
3
4
5-6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
Тема урока
1
Русский язык как развивающееся явление. Связь
исторического развития языка с историей общества.
Устаревшие слова как живые свидетели истории
Историзмы как свидетели эпохи. Архаизмы как слова,
имеющие в современном русском языке синонимы
Лексические заимствования последних десятилетий.
Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы и варианты норм
произношения
отдельных
грамматических
форм
существительных, прилагательных, глаголов
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных
причастий
прошедшего
времени‚
деепричастиях‚ наречиях
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Нормы употребления форм имен
существительных, прилагательных и местоимений
Употребление категорий вида, времени, наклонения
глаголов. Типичные грамматические ошибки в речи
Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚
наречий, глаголов
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера
общения. Роль речевого этикета в письменном общении.
Особенности письменного общения
Визитка. Виды визиток. Правила пользования визитками.
Особенности
речевого
этикета
при
письменном
дистанционном общении: SMS-сообщения, электронная
почта
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность
Абзацное членение текста. Заголовки текстов, их типы
Информативная
функция
заголовков.
Тексты
аргументативного типа
Функциональные разновидности языка. Учебно-научный
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
стиль. Разговорная речь
Публицистический стиль. Текст рекламного объявления,
его языковые и структурные особенности. Язык
художественной литературы
1
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п
Тема урока
1
Связь исторического развития русского языка с
историей общества, факторы, повлиявшие на развитие
русского языка и письменности
Исконно русская лексика. Собственно русские слова
как основной источник развития лексики русского
литературного языка
Роль
старославянизмов
в
развитии
русского
литературного языка и их приметы. Стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея
речевого этикета. Речевой этикет и вежливость
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка
Типичные орфоэпические и акцентологические
ошибки в современной речи
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка
Смысловые‚ стилистические особенности, типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением
синонимов, антонимов, омонимов
Терминология и точность речи. Нормы употребления
терминов в разных стилях речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением терминов
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Нормы построения
словосочетаний по типу согласования
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в
СМИ
Виды
коммуникативных
неудач,
вызванных
нарушением правил речевого этикета. Речевая
агрессия. Основные речевые правила общения
посредством телефона
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый этапы работы
Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации. Структура аргументации.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Доказательство и его структура
Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат.
Слово на защите реферата
1
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Тема урока
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Крылатые слова и
выражения из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
2
Развитие современного языка как объективный процесс
3
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях
4
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость
5
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью
6
Типичные грамматические ошибки. Типичные ошибки в
построении сложных предложений
7
Речевой этикет и вежливость. Этикетные речевые тактики
и приёмы в коммуникации: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба и т.д.
8-9 Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические
нормы, правила этикета. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения
10
Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение
11-12 Основные признаки текстов разных типов. Виды
преобразования
текстов:
аннотация,
конспект.
Анкетирование.
Опрос.
Способы
представления
информации: графики, диаграммы, схемы, таблицы и др.
13
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Анекдот, шутка
14
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите проекта
15
Публицистический стиль. Проблемный очерк
16
Язык художественной литературы. Диалогичность в
художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты
17
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)