Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Рабочая программа
«Русский язык»
основное общее образование
(5-9 классы)
Составитель:
Мустаева Гульназ Рамсилевна,
учитель русского языка и литературы
п. Кедровое
2018
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной
переработки
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому
типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный
состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Основное содержание предмета «Русский язык»
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,
рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение,
статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,
заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты,
просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение
их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на
письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная
пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая
сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный
словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Обще
категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой
самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и
звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица,
его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутри текстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы
построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного
предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным,
присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой»,
«который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
С целью формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в
рабочую программу по русскому языку внесены дополнения (на основании Федерального
Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма
Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2015 года №08-1189
«О направлении информации вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию
антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов», письма Министерства
образования и науки Российской Федерации от 03.06.2016 года №02-01-81/4737) и
включены вопросы по обсуждению проблемы взяточничества и взятки, направленные на
формирование антикоррупционного мировоззрения, при изучении тем: «Фразеологизмы.
Пословицы и поговорки» (5 класс); «Лексика» (5, 6 классы); «Деловые бумаги» (9 класс).
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
14
Введение. Язык – важнейшее средство общения(1ч.)
Роль языка в жизни человека и общества. Языковая норма, ее
функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Повторение пройденного в начальных классах (22ч.)
Р. Р. Стили речи. Основные особенности разговорной речи,
функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового), языка художественной литературы
Звуки и буквы. Произношение и правописание
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и
согласных в составе морфем и на стыке морфем.
Орфографический анализ слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Буквы и, у, а после шипящих
Правописание Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами. Слитные,
дефисные, раздельные написания.
Входная контрольная работа (тест).
Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А.
Скребицкому)
Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А.
Скребицкому)
Части речи. Глагол
15
-Тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов
1
16
17
18
19
Р. Р. Тема текста
Имя существительное
Имя прилагательное
Р. Р. Сочинение по картине. Описание картины А. Пластова
«Летом»
Местоимение
Р. Р. Основная мысль текста
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Диагностика
изученного в начальной школе
Анализ контрольной работы. Диагностика изученного в
начальной школе
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31ч.)
Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в
конце предложения, в простом и сложном предложениях.
Соблюдение основных пунктуационных норм
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды
связи в словосочетании
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
20
21
22
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Разбор словосочетаний
Предложение. Грамматическая основа предложения
Р. Р. Сжатое изложение (В. П. Катаева)
Типы предложений по цели высказывания
Типы предложений по эмоциональной окраске
Р. Р. Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по
выбору. Устный отзыв о сочинении
Главные члены предложения, способы их выражения.
Подлежащее.
Сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Структурные типы простых предложений (двусоставные и
односоставные, нераспространенные и распространенные).
Второстепенные члены предложения, способы их выражения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Предложения с обращениями
Р. Р. Письмо
Синтаксический анализ простого предложения
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
Пунктуационный разбор простого предложения
Предложения простые и сложные
Синтаксический анализ сложного предложения
Прямая речь
Диалог
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и
пунктуация»
Р. Р. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой)
Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)
по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура
речи.(16ч)
Звуки речи. Система гласных звуков.
Фонетическая
транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность
при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль
ударения.
Система согласных звуков
Изменение звуков в речевом потоке
1
1
1
1
1
1
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.
Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами
описания по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»
Согласные звонкие и глухие
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия
букв. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
Р. Р. Описание предмета. Сочинение-описание
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
Двойная роль букв е, ё, ю, я. Способы обозначения [j’] на письме.
Орфоэпия как раздел лингвистики.
Основные нормы
произношения слов (нормы, определяющие произношение
гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных
грамматических
формах)
и
интонирования
предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм.
Фонетический анализ слова. Применение знаний по фонетике в
практике правописания
Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»
Р. Р. Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине
(Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»)
Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)
по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
Анализ контрольной работы по теме «Фонетика. Графика.
Орфография»
Лексика. Культура речи (11ч.)
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое
значение слова. Лексическая сочетаемость
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значения слова
Омонимы. Паронимы
Синонимы
Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря
«Февральская лазурь»
Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря
«Февральская лазурь»
Антонимы
Повторение изученного в разделе «Лексика»
Р. Р. Контрольное подробное изложение (К. Г. Паустовский
«Первый снег»)
Р. Р. Контрольное подробное изложение (К. Г. Паустовский
«Первый снег»)
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.)
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица
языка. Изменение и образование слов
Основа слова и окончание
Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям
Виды морфем: корень слова
Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение
Виды морфем: суффикс. Словообразующие и формообразующие
морфемы
Виды морфем: приставка. Словообразующие и формообразующие
морфемы
Нулевая морфема
Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица
Чередование звуков в морфемах. Беглые гласные
Варианты морфем
Морфемный анализ слова. Применение знаний по морфемике в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
практике правописания
Правописание гласных и согласных в приставках
1
Буквы З и С на конце приставок
1
Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож1
Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ1
Буквы О – Ё после шипящих в корне
1
Буквы И – Ы после Ц
1
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография»
1
1
Контрольная работа (диктант) по теме «Морфемика.
Орфография. Культура речи»
102
Анализ контрольной работы по теме «Морфемика Орфография.
1
Культура речи»
103
Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине П. П.
1
Кончаловского «Сирень в корзине»
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи. (1 час.) Имя существительное (20 ч.)
104
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
1
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства
имени
существительного.
105
Р. Р. Доказательства в рассуждении
1
106
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1
107
Имена существительные собственные и нарицательные
1
108
Основные морфологические нормы русского литературного языка
1
(нормы образования форм имен существительных). Род имен
существительных
109
Имена существительные, которые имеют только форму
1
множественного числа.
110
Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение
1
(Е. Пермяк. «Перо и чернильница»)
111
Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение
1
(Е. Пермяк. «Перо и чернильница»)
112
Имена существительные, которые имеют только форму
1
единственного числа.
113
Три склонения имен существительных
1
114
Основные морфологические нормы русского литературного языка
1
(нормы образования форм имен существительных). Падеж имен
существительных.
115
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
1
в единственном числе.
116
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
1
в единственном числе.
117
Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.
1
118
Множественное число имен существительных.
1
119
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях
1
существительных.
120
Морфологический анализ имени существительного. Применение
1
знаний по морфологии в практике правописаний
121
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
1
122
Р. Р. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль.
1
94
95
96
97
98
99
100
101
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
Подмосковье»
Контрольная
работа
(диктант)
по
теме
«Имя
существительное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (12ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства имени прилагательного.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Р. Р. Описание животного. Изложение (А. Куприн «Ю-ю»)
Основные морфологические нормы русского литературного языка
(нормы
образования
форм
имен
прилагательных).
Прилагательные полные и краткие
Р. Р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе
изображенного. Сочинение по картине А. Н. Комарова
«Наводнение»
Р. Р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе
изображенного. Сочинение по картине А. Н. Комарова
«Наводнение»
Морфологический анализ имени прилагательного. Применение
знаний по морфологии в практике правописаний
Р. Р. Сочинение «Как я испугался»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)
по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное»
Глагол (27ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства глагола
Не с глаголами
Р. Р. Рассказ
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма глагола
Правописание -ться и -тся в глаголах.
Виды глагола.
Буквы е – и в корнях с чередованием.
Буквы е – и в корнях с чередованием
Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола.
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глагола безударным личным
окончанием
Как определить спряжение глагола безударным личным
окончанием
Морфологический анализ глагола.
Р. Р. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица
(А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»).
Р. Р. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172-175
(А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»).
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица
единственного числа.
Употребление времен.
Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
Повторение изученного по теме «Глагол». Применение знаний по
морфологии в практике правописания
Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол».
Анализ контрольной работы по теме «Глагол».
Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича «Не взяли на
рыбалку»
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч.)
Разделы науки о языке.
Р. Р. сочинение на одну из тем по выбору.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв Ъ и Ь.
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 5 класса.
Анализ контрольной работы за курс 5 класса.
Резервные уроки
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Вводный урок (5ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира
Язык и речь. Речевое общение. Речевой этикет. Овладение
лингво-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях
формального
и
неформального
общения.
Невербальные
средства
общения.
Межкультурная
коммуникация.
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники). Речевой акт и его
разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражение речевого этикета и т.д.).
Создание устных высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо,
чтение). Оценивание правильности, коммуникативных качеств и
эффективности речи
Повторение изученного в 5 классе (15ч.)
Фонетика, орфоэпия
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
Части речи
Орфограмма в окончаниях слов
Словосочетание
Простое предложение. Знаки препинания
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Синтаксический разбор предложения
1
15
16
Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое единство и его коммуникативная направленность
текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная
и избыточная информация.
Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа
Текст и стили речи. Основные особенности разговорной речи,
функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Р.Р Основные жанры официально-делового стиля (расписка,
доверенность, заявление, резюме)
Входной контрольный тест. Повторение изученного за 5 курс
Лексика и фразеология. Культура речи (18ч.)
Слово и его лексическое значение. Основные лексические нормы
современного
русского
литературного
языка
(нормы
употребления слова в соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).
Лексический анализ слова.
Р.Р. Собирание материалов к сочинению
Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления
русской
лексики.
Стилистическая
окраска
слова.
Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный,
сниженный). Стилистическая помета в словаре.
Общеупотребительные слова
1
1
Профессионализмы. Диалектизмы
Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения по теме:
«Собиратель русских слов».
Р.Р. Написание сжатого изложения по теме «Собиратель русских
слов».
Исконно русские и заимствованные слова.
Неологизмы
Устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы
Устаревшие слова Архаизмы. Историзмы
1
1
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении
словарным богатством и нормами современного русского
литературного языка.
Фразеологизмы и их признаки
Фразеологизмы как средства выразительности речи. Источники
фразеологизмов
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления
Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика и
фразеология. Культура речи».
Контрольный диктант по теме «Лексика».
Анализ контрольной работы по теме «Лексика».
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Словообразование. Орфография. Культура речи (22ч.)
Морфемика и словообразование
1
Р.Р. Описание помещения, структура этого текста, языковые
1
особенности.
41
Способы
образования
слов
(морфологические
и
1
неморфологические)
42
Производящая и производная основы. Словообразующая
1
морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная
цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в
практике правописания.
43
Этимология слов.
1
44
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
1
45
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
1
46
Буквы а и о в корне -кас- – -кос1
47
Буквы а и о в корне -кас- – -кос1
48
Буквы а и о в корне -гар- – -гор1
49
Буквы а и о в корне -зар- – -зор1
50
Буквы И и Ы после приставок
1
51
Гласные в приставках пре - и при 1
52
Гласные в приставках пре - и при 1
53
Соединительные о и е в сложных словах
1
54
Сложносокращенные слова
1
55
Словообразовательный
анализ
слова.
Морфемный
и
1
словообразовательный разбор слова
56
Повторение изученного по теме «Словообразование и
1
орфография»
57
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
1
«Словообразование и орфография»
58
Анализ контрольного диктанта по теме «Словообразование и
1
орфография»
59
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению по картине Т.Н.
1
Яблонской «Утро»
60
Р.Р. Написание контрольного сочинения по картине Т. Н.
1
Яблонской «Утро»
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (23ч. )
61
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
1
синтаксические свойства имени существительного.
62
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
1
синтаксические свойства имени существительного.
63
Разносклоняемые имен существительных
1
64
Буква е в суффиксе - ен - существительных на мя1
65
Несклоняемые имена существительные
1
66
Несклоняемые имена существительные
1
67
Основные морфологические нормы русского литературного
1
языка (нормы образования форм имен существительных). Род
несклоняемых имен существительных
68
Имена существительные общего рода
1
69
Морфологический анализ имени существительного
1
70
Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям «Первый раз
1
в музее»
39
40
1
101
Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям «Первый раз
в музее»
Не с существительными
Не с существительными
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)
Гласные в суффиксах -ек и -ик
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Р.Р. Различные сферы употребления устной публичной речи
Повторение темы «Имя существительное». Применение знаний
по морфологии в практике правописания
Тест по теме «Имя существительное»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя
существительное»
Анализ контрольного диктанта по теме: «Имя существительное»
Имя прилагательное (31ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства имени прилагательного.
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы
Р.Р. Описание природы
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм имен прилагательных). Степени
сравнения имен прилагательных.
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм имен прилагательных). Степени
сравнения имен прилагательных.
Разряды
прилагательных
по
значению.
Качественные
прилагательные
Разряды
прилагательных
по
значению.
Качественные
прилагательные
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные
Морфологический анализ имени прилагательного.
Не с именами прилагательными.
Не с именами прилагательными
Р.Р. Подготовка к контрольному изложению «Возвращение
Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина
«Дубровский»).
Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий
дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»).
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
102
103
104
105
P.p. Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
1
1
1
1
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -скРазличение на письме суффиксов прилагательных -к- – -скДефисное и слитное написание сложных прилагательных
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Р.Р. Составление устного публичного выступления о
произведениях народного промыла
Повторение по теме «Имя прилагательное». Применение знаний
по морфологии в практике правописания
Тестирование по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя
прилагательное»
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Имя числительное (19 ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства имени числительного.
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм имен числительных). Простые и
составные числительные
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Р.Р. Выборочное изложение
Порядковые числительные
Порядковые числительные
Разряды количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Числительные, обозначающие целые числа
Числительные, обозначающие целые числа
Дробные числительные
Дробные числительные
Собирательные числительные
Собирательные числительные
Морфологический анализ имени числительного
Повторение темы «Имя числительное». Применение знаний по
морфологии в практике правописания
Контрольная работа. Тест по теме «Имя числительное»
Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!»
Местоимение (22ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства местоимения
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм местоимений). Личные
местоимения
Личные местоимения
Возвратное местоимение себя
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я
однажды помогал маме»
Вопросительные местоимения
Относительные местоимения
Неопределенные местоимения
Неопределенные местоимения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения
Притяжательные местоимения
Рассуждение
Указательные местоимения
Определительные местоимения
Определительные местоимения
Местоимения и другие части речи
Морфологический анализ местоимения.
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению по
картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители».
Р.Р. Написание контрольного сочинения-рассуждения по
картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»
Повторение по теме «Местоимение». Применение знаний по
морфологии в практике правописания
Контрольный работа (тест) по теме «Местоимение».
Глагол (26ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства глагола
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства глагола
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа
колет дрова» с включением части готового текста
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа
колет дрова» с включением части готового текста
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм глагола). Разноспрягаемые
глаголы
Глаголы переходные и непереходные
Глаголы переходные и непереходные
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Р.Р. Подготовка к контрольному изложению
Р.Р. Написание контрольного изложения
Условное наклонение
Условное наклонение
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение
Употребление наклонений
Употребление наклонений
Безличные глаголы
Безличные глаголы
Морфологический анализ глагола
Р.Р. Рассказ на основе услышанного
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Повторение темы «Глагол». Применение знаний по морфологии
в практике правописания. Тест.
Повторение темы «Глагол». Тест.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Глагол».
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193-210
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (11ч.)
Разделы науки о языке.
Орфография
Пунктуация
Р.Р. Сочинение – рассказ
Р.Р. Сочинение – рассказ
Лексика и фразеология
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Итоговая контрольная работа (диктант).
Анализ контрольной работы. Итоговый урок.
Резервные уроки
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
Тема урока
1
Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах (11ч.)
Синтаксис.
Синтаксический
разбор.
Пунктуация.
Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов
Словообразование
и
орфография.
Морфемный
и
словообразовательный разбор
Морфология и орфография. Морфологический анализ слова
Р.р. Текст
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Р.р. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор);
научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление,
тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия)
Р.р. Основные жанры публицистического стиля и устной
публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью,
очерк)
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6
классах»
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие (27ч.)
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства причастия
Различные точки зрения на место причастия в системе частей
речи
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства причастия
Склонение причастий и правописание гласных в падежных
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
окончаниях причастий
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Р.р. Описание внешности человека. Сочинение-описание по
картине В. Хабарова «Портрет Милы»
Р.р. Описание внешности человека. Сочинение-описание по
картине В. Хабарова «Портрет Милы»
Действительные и страдательные причастия
Краткие и полные страдательные причастия
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм причастий). Действительные
причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в
суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Р.р. Выборочное изложение (по отрывку из рассказа М.
Шолохова «Судьба человека»)
Морфологический анализ причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени
Повторение изученного о причастии. Применение знаний по
морфологии в практике правописания.
Контрольный диктант по теме «Причастие»
Деепричастие (12ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства деепричастия. Различные точки зрения
на место деепричастия в системе частей речи
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание не с деепричастиями
Раздельное написание не с деепричастиями
Основные морфологические нормы русского литературного
языка (нормы образования форм деепричастий). Деепричастия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
Морфологический анализ деепричастия
Повторение изученного о деепричастии. Применение знаний по
морфологии в практике правописания
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Наречие (25ч.)
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические свойства наречия
Смысловые группы наречий
Смысловые группы наречий
Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей
Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей
Степени сравнения наречий
Степени сравнения наречий
Морфологический анализ наречия
Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на о и е
Одна и две буквы н в наречиях на о и е
Р.р. Сочинение-описание действий
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и количественных
числительных
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и количественных
числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад
Повторение изученного по теме «Наречие». Применение знаний
по морфологии в практике правописания
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Категория состояния (6ч.)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий.
Синтаксическая роль слов категории состояния.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий.
Синтаксическая роль слов категории состояния.
Морфологический анализ категории состояния. Применение
знаний по морфологии в практике правописания
Повторение изученного по теме «Категория состояния».
Применение знаний по морфологии в практике правописания
Р.р. Выборочное изложение текста (по очерку К. Паустовского
«Обыкновенная земля»)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Р.р. Выборочное изложение текста (по очерку К. Паустовского
«Обыкновенная земля»)
Служебные части речи(1ч.)
83
Самостоятельные и служебные части речи
Предлог (8ч.)
84
Предлог как служебная часть речи
85
Употребление предлогов
86
Производные и непроизводные предлоги
87
Простые и составные предлоги
88
Морфологический анализ предлога. Применение знаний по
морфологии в практике правописания
89
Слитное и раздельное написание производных предлогов
90
Слитное и раздельное написание производных предлогов
91
Контрольная работа по теме «Предлог»
Союз (14ч.)
92
Союз как служебная часть речи
93
Простые и составные союзы
94
Союзы сочинительные и подчинительные
95
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении
96
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении
97
Сочинительные союзы
98
Подчинительные союзы
99
Подчинительные союзы
100
Морфологический анализ союза
101
Р.р. Устное рассуждение на дискуссионную тему
102
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
103
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
104
Повторение сведений о предлогах и союзах. Применение знаний
по морфологии в практике правописания
105
Контрольная работа по теме «Союз»
Частица (15ч.)
106
Частица как служебная часть речи
107
Разряды частиц. Формообразующие частицы
108
Разряды частиц. Формообразующие частицы
109
Смысловые частицы
110
Раздельное и дефисное написание частиц
111
Р.р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
112
Р.р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
113
Морфологический анализ частицы
114
Отрицательные частицы не и ни
115
Отрицательные частицы не и ни
116
Различение частицы не и приставки не
117
Частица ни, приставка ни, союз ни — ни
118
Частица ни, приставка ни, союз ни — ни
119
Повторение изученного по теме «Частица». Применение знаний
по морфологии в практике правописания
120
Контрольная работа по теме «Частица»
Междометие (3ч.)
121
Междометие
как
часть
речи.
Междометия
и
82
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
122
123
124
125
126
127
128
129-140
звукоподражательные слова
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Применение знаний по морфологии в практике правописания
Омонимия слов разных частей речи
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (5ч.)
Разделы науки о русском языке
Текст. Стили речи
Фонетика. Графика
Лексика и фразеология
Контрольный итоговый диктант с заданием
Резервные уроки
Тематическое планирование
8 классе
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
1
1
1
1
1
1
12
Кол-во
часов
Русский язык в современном мире. Формы функционирования
1
современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные
диалекты, просторечие, профессиональные разновидности,
жаргон).
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский
1
язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие
русского язык.
Повторение изученного в 5-7 классах (8ч.)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки
1
завершения, разделения, выделения. Сочетание знаков
препинания
Знаки препинания в сложном предложении
1
Знаки препинания в сложном предложении
1
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи
1
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи
1
Р.р. Изложение содержания прослушанного или прочитанного
1
текста (подробное, сжатое, выборочное). Подробное изложение
от 3-го лица
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 6-7
1
классах»
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (4ч.)
Единицы синтаксиса русского языка. Текст как единица
1
синтаксиса. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).
Внутритекстовые средства связи. Предложение как единица
синтаксиса
Информационная переработка текста (план, конспект,
аннотация). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний
1
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический
1
Тема урока
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
анализ словосочетаний
Простое предложение (4ч.)
Предложения простые и сложные. Структурные типы простых
предложений
(двусоставные
и
односоставные,
распространенные
–
нераспространенные,
предложения
осложненной и неосложненной структуры, полные и
неполные). Грамматическая
(предикативная)
основа
предложения.
Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения по теме
«Что такое милосердие?»
Порядок слов в предложении. Интонация. Овладение
различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета
Р.р. Сочинение-описание памятника культуры
Двусоставные предложения
Главные члены предложения(6ч.)
Подлежащее. Сказуемое. Типы сказуемого. Простое глагольное
сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры
(история) своей местности
Контрольная работа по теме «Простые двусоставные
предложения»
Второстепенные члены предложения (9ч.)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение
Определение
Приложение. Знаки препинания при нём
Приложение. Знаки препинания при нём
Обстоятельство
Синтаксический анализ двусоставного предложения
Р.р. Характеристика человека
Повторение изученного по теме «Второстепенные члены
предложения»
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены
предложения»
Односоставные предложения (14ч.)
Главный
член
односоставного
предложения.
Типы
односоставных предложений
Назывные предложения
Определённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения
Инструкция
Безличные предложения
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение
Неполные предложения
Неполные предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
64
65
66
67
68
69
70
71
Синтаксический анализ односоставного предложения
Повторение изученного по теме «Односоставные предложения».
Применение знаний по синтаксису в практике правописания
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Простое осложнённое предложение
Понятие об осложнённом предложении
Однородные члены предложения (11ч.)
Однородные члены предложения. Основные синтаксические
нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого
предложения)
Однородные члены, связанные только перечислительной
интонацией, и пунктуация при них
Однородные и неоднородные определения
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и
пунктуация при них
Р.р. Контрольное изложение по теме «Прощание с Пушкиным»
Р.р. Контрольное изложение по теме «Прощание с Пушкиным»
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания
при них
Синтаксический анализ предложения с однородными членами.
Пунктуационный анализ предложения с однородными членами.
Повторение изученного по теме «Однородные члены
предложения». Применение знаний по синтаксису в практике
правописания
Контрольный диктант по теме «Однородные члены
предложения»
Р.р. Сочинение-рассуждение на основе литературного
произведения (в том числе дискуссионного характера)
Обособленные члены предложения (15ч.)
Обособленные члены предложения
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания
при них
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания
при них
Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания
при них
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания
при них
Обособленные
обстоятельства.
Выделительные
знаки
препинания при них
Обособленные
обстоятельства.
Выделительные
знаки
препинания при них
Р.р. Обучающее сжатое изложение
Р.р. Обучающее сжатое изложение
Обособленные
уточняющие
члены
предложения.
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах
предложения
Обособленные
уточняющие
члены
предложения.
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
предложения
Синтаксический анализ предложения с обособленными членами.
Пунктуационный анализ предложения с обособленными
членами. Сочетание знаков препинания.
Повторение изученного по теме «Предложения с обособленными
членами». Применение знаний по синтаксису в практике
правописания
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными
членами»
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение (2ч.)
Обращения.
Назначение
обращения.
Распространённые
обращения
Выделительные
знаки
препинания
при
обращении.
Употребление обращений
Вводные и вставные конструкции (9ч.)
Вводные конструкции
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях
Вставные конструкции. Вставные слова, словосочетания и
предложения
Междометия в предложении
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений со
словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не
связанными с членами предложения
Повторение изученного по разделу «Словосочетания и простые
предложения». Применение знаний по синтаксису в практике
правописания
Контрольный диктант по разделу «Предложения со словами,
словосочетаниями и предложениями, грамматически не
связанными с членами предложения»
Чужая речь (7ч.)
Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Комментирующая часть
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи.
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
(цитирование в предложении с косвенной речью)
Диалог. Знаки препинания в диалоге
Р.р. Рассказ
Цитата. Знаки препинания при цитировании
Повторение изученного по теме «Чужая речь»
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6ч.)
Р.р. Контрольное сжатое изложение
Синтаксис и морфология
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и культура речи
Синтаксис и орфография
Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99-105
5-8 классах»
Резервные уроки
7
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Кол-во
часов
Русский язык – национальный язык русского народа,
1
государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
1
Языковые особенности художественного текста. Основные
изобразительно-выразительные средства русского языка и речи,
их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение,
гипербола, олицетворение и другие).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и
1
истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с
1
национально-культурным
компонентом
значения
в
произведениях
устного
народного
творчества,
в
художественной
литературе
и
исторических
текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических
словарей.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной
1
статьей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
1
Повторение изученного в 5-8 классах (9ч.)
Р.р. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и
1
письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог).
Стили речи.
1
Простое предложение и его грамматическая основа
1
Предложения с обособленными членами
1
Предложения с обособленными членами
1
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
1
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
1
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8
1
классах»
Р.р. Специфика художественного текста. Анализ текста.
1
Способы сжатого пересказа текста
Сложное предложение. Культура речи (7ч.)
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,
1
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры
речи
Сложные предложения
1
Типы
сложных
предложений.
Средства
выражения
1
синтаксических
отношений
между
частями
сложного
предложения
Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Описание картины
1
Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»
Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Описание картины
1
Тема урока
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Интонация сложного предложения
Сложносочинённые предложения (13ч.)
Понятие о сложносочинённом предложении. Нормы построения
сложносочиненного предложения
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами
Сложносочинённые предложения с противительными союзами
Разделительные
знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого предложения
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого
предложения
Повторение (контрольные вопросы и задания) изученного по
теме «Сложносочинённое предложение». Применение знаний по
синтаксису в практике правописания
Повторение (контрольные вопросы и задания) изученного по
теме «Сложносочинённое предложение»
Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»
Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сложноподчинённые предложения (27ч.)
Понятие о сложноподчинённом предложении. Нормы
построения сложноподчиненного предложения
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Основные группы сложноподчинённых предложений
Р.р. Обучающее сжатое изложение
Р.р. Обучающее сжатое изложение
Место придаточного определительного в сложноподчинённом
предложении
Место придаточного определительного в сложноподчинённом
предложении
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
изъяснительными
Построение сложноподчинённого предложения с придаточным
изъяснительным, присоединенным к главной части союзом
«чтобы», союзными словами «какой», «который»
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
обстоятельственными
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели,
причины, условия, уступки, следствия
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели,
причины, условия, уступки, следствия
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа
действия, меры и степени и сравнительными
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа
действия, меры и степени и сравнительными
Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»
Сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными. Знаки препинания при них
Сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными. Знаки препинания при них
Сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными. Знаки препинания при них
Р.р. Сжатое изложение по теме «Что такое доброта»
Р.р. Сжатое изложение по теме «Что такое доброта»
Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения
Пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения
Повторение изученного по теме «Сложное предложение»
Повторение изученного по теме «Сложное предложение».
Применение знаний по синтаксису в практике правописания
Контрольный
диктант
по
теме
«Сложноподчинённое
предложение»
Бессоюзное сложное предложение (14ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Нормы
построения бессоюзного предложения
Интонация в бессоюзных сложных предложениях
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием
Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием
Бессоюзное сложное предложение со значением причины,
пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
Бессоюзное сложное предложение со значением причины,
пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
Бессоюзное
сложное
предложение
со
значением
противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное
сложное
предложение
со
значением
противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном предложении
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзного
сложного предложения
Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное
предложение». Применение знаний по синтаксису в практике
правописания
Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное
предложение».
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное
предложение»
Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)
Сложные предложения с различными видами связи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98-102
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных предложениях
Сложные предложения с различными видами связи.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных предложениях
Знаки препинания в сложных предложениях с различными
видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными
видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными
видами связи
Синтаксический
и
пунктуационный
анализ
сложного
предложения с различными видами связи
Синтаксический
и
пунктуационный
анализ
сложного
предложения с различными видами связи
Р. р. Публичная речь.
Повторение изученного по теме «Сложное предложение».
Применение знаний по синтаксису в практике правописания
Повторение изученного по теме «Сложное предложение»
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч.)
Фонетика и графика
Лексикология (лексика) и фразеология
Лексикология (лексика) и фразеология
Морфемика
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Синтаксис
Орфография. Пунктуация
Итоговая работа по теме «Повторение и систематизация
изученного в 5-9 классах»
Резервное время
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)